Как-то, когда Иисус, сидя вместе с учениками, ел хлеб:
«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима; и увидевши некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть, неумытыми руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек ичаш, и делаете многое другое, сему подобное»
(Mapк 7:1-8).
Сказав это, Иисус позвал весь народ к Себе поближе и продолжил:
«Слушайте Меня все и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека»
(Mapк 7:14-15).
Как много лет назад, так и теперь, еще существуют нескончаемые разногласия по поводу правил и ритуалов очищения. Люди до сих пор продолжают спорить, какую пищу и питье считать нечистыми.
Евреи всегда были разборчивы в пище. Ученики Иисуса не совсем поняли, что имел в виду их Учитель, поэтому позднее, когда толпа разошлась, попросили пояснить им.
«Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека»
(Mapк 7:18-23).
Иисус учил, что чистота души и сердца приготовляет человека подходить к единому верному Богу, нежели озабоченность о ритуальном очищении тела и сосудов для еды. Фарисеи и книжники преувеличивали значение внешней чистоты, считая соблюдение ее достаточным, чтобы быть принятым Богом.
Иисус говорит, что человек, заботящийся только о физической чистоплотности, может быть злобным и завистливым. Но Бога интересует главным образом чистота человеческих помыслов.
Был еще и такой случай. Фарисей пригласил Иисуса на обед. В Евангелии говорится:
«…Он (Иисус) пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто…Но горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того»
(Лука 11:37-44).
Иисус открыто предупреждал фарисеев и книжников, как и сегодня предупреждает подобных им, об опасности нарушения заветов Бога. Фарисеи обращали внимание лишь на соблюдение традиций, созданных людьми, игнорируя в то же время справедливость и сострадание к людям, находящимся в нужде. Ученики Иисуса потом сказали Ему:
«Знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»
(Матфей 15:12-14).