Когда празднование Судного дня закончилось, Иисус стал говорить более открыто о Своем особом назначении, о цели Своего пришествия в мир и о Своем отношении к Богу. В храме где фарисеи засыпали Его вопросами, Он открыто заявил, что послан в мир Богом Отцом, что Он пришел из другого мира.
«Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира»
(Иоанн 8:23).
Это заявление заставило евреев взорваться вопросом, который давно уже жег их сердца. Они спросили: кто Ты?
«Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам; много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру»
(Иоанн 8:25-26).
Иисус еще прежде, до этого вопроса, заявил, что Он и Отец, Пославший Его — одно:
«Тогда скзали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»
(Иоанн 8:19).
Во время этой беседы с еврейскими лидерами обнаружилось несколько очень существенных разногласий. Евреи были строгими монотеистами (то есть верили в единого Бога) и были категорически против утверждения, что Бог может быть виден в человеческом образе. Их храм и синагоги не имели изображений Бога, как это было у греков и римлян, храмы которых были богато украшены прекрасными статуями богов и богинь, таких как Аполон, Венера, Зевс и другие. Поэтому заявление Иисуса о том, что Он пришел от Самого Бога, о Котором Он вдобавок говорит как о Своем Отце, вызвало гневное несогласие среди евреев.
Иисус пошел даже дальше, утверждая, что существовал до патриарха Авраама, который жил приблизительно 2000 лет назад.
В Евангелии описывается подробно, что произошло после того, как Иисус раскрыл им до конца тайну Своего пришествия в мир. Реакцией на это было желание убить Иисуса на месте.
«Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш; и вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец; но Я знаю Его и соблюдаю слово Его; Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался.
На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее»
(Иоанн 8:54-59).
Когда Он сказал: «Я ЕСМЬ», не было уже никаких сомнений, что Он заявляет о Себе как о Боге. Это были те самые слова, которые сказал когда-то Бог Моисею, когда тот Его спрашивал, каким именем дети Иакова должны называть Бога? (Исход 3:13-15).
Второе несогласие состояло в том, что евреи считали себя продолжателями рода Авраама, следовательно называя себя избранным Богом народом.
Иисус доказывает им, что их поведение и поступки, включая намерение убить Его, показывают, что в действительности они принадлежат дьяволу, а не Богу.
Иисус утверждает, что ни происхождение, ни принадлежность кого бы то ни было к определенному обществу, классу или нации не дают никаких гарантий и прав к родству с Богом. Более важным быть послушным Его воли, раскрытой в жизни и учении Иисуса.
Всем Иисус сказал:
«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек»
(Иоанн 8:51).
Считая себя потомками Авраама, евреи считают себя людьми свободными и гордятся тем, что никогда не станут рабами.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?»
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха; но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»
(Иоан. 8:31-36).
В последние десятилетия сотни миллионов земного населения освободились от колониального ига. Старые империи Европы кончились. Но некоторые еще продолжают борьбу за свободу от экономической эксплуатации и от невыгодных положений меньшинства.
Иисус указывает на совсем другое понятие о свободе. Он говорит о том, что человечеству необходимо в первую очередь освободиться от рабства греховных привычек. Потому что, какой бы национальности ни был человек, каков бы ни был его экономический или политический статус, совершая грех, он становится рабом. Иисус предлагает освободиться от подобного рабства — рабства греха, и сделаться радостными и чистыми сердцем детьми Бога. Эти добрые вести Иисус провозгласил для всех народов земного шара. Свобода в первую очередь заключается в освобождении от рабства греха и зла.
Пять раз в течение этого праздника еврейские религиозные служители пытались арестовать или убить Иисуса. Но особая защита и покровительство Бога спасли Его.
У нас нет точных сведений, как и когда Иисус покинул Иерусалим. Так же тихо и незаметно, как Он пришел туда среди праздника, так Он и удалился, полный сердечной грусти.
Жестокосердный народ не искал и не хотел для себя Бога. Лишь некоторые из людей говорили: «Это Мессия».