Евангелие описывает несколько случаев, произошедших во время путешествия Иисуса осенью 29 г. н.э. Следующий Его приход в Иерусалим был связан с праздником Посвящения — в последних числах декабря.
В Иерусалиме всегда находились религиозные лидеры, ревностно заботясь о сохранении своего авторитета и влияния на народ.
Но в более отдаленных городах и селениях к Иисусу стекались громадные толпы простых тружеников, желающие послушать великого пророка. Они приходили излечиться от своих болезней и найти успокоение от других бед.
Не исключено, что Иисус из Иерусалима пошел в Галилею и множество Его старых друзей и учеников собиралось послушать Его проповеди. Но всякий раз Он оставался на одном месте лишь очень непродолжительное время. Часто Он переходил из селения в селение, из города в город. Однажды
«…послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»
(Лука 9:52-53).
Когда Иоанн и Иаков, постоянные спутники Иисуса, услышали это, то разгневались и сказали:
«Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа»
(Лука 9:54-55).
В некоторых старых записях говорится, что Иисус ответил Своим ученикам с упреком: «Не знаете вы, какому духу принадлежите. Сын Человеческий пришел не разрушать человеческие жизни, а спасать их».
Иисус никогда и ни на кого не оказывал давления. Он провозглашал основным принципом — принцип свободного выбора. Бог приглашает и убеждает, но не действует силой, не заставляет принудительно следовать Его путем. Потому что истинная любовь не может быть ни вызвана, ни сохранена насильно.
Многие последователи Иисуса, называемые христианами, не обратили должного внимания на это. Напротив того, они обрушивали шквал огня на своих врагов. А ведь, казалось бы, должно быть ясно, что это никак не согласуется с учением Иисуса. Сам он скорее готов был страдать от обиды, оскорбления и потерь, нежели мстить, злобствовать и ненавидеть.
Возможно, инцидент с жителями самарянской деревни, заставившими Иисуса уйти, зародил чувство лояльности к Нему в одном человеке колебавшемся, когда он видел, как Иисус успокоил Своих учеников и тихо покинул деревню.
Писание говорит:
«Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову»
(Лука 9:57-58).
Даже Его обычное пристанище — Капернаум был оставленным. Подобно бездомному страннику Иисус фактически не имел места на земле, которое Он мог бы назвать Своим домом. Те, которые следовали за Ним неотступно, также ощутили вдруг опасность стать отвергнутыми своими прежними друзьями и родственниками. Даже до сегодняшнего дня истинные последователи Иисуса, люди, не знающие ненависти, не признающие насилия, чуждые эгоизму, находятся в меньшинстве, без привилегий и выгодных служб. Все это, увы, до сих пор существует и в западных странах, как и в Европе, и в Азии, на Среднем Востоке, Африке и Южной Америке.
Как-то, Иисус, заметив рядом с Собой человека, слушающего Его со вниманием, усмотрев в его взгляде желание к послушанию воли Бога, сказал:
«Следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»
(Лука 9:59-62).
Оба этих человека, решившие было следовать за Иисусом, в первую очередь думали о своих семьях. Один из них хотел прежде дождаться смерти своего отца. Другой захотел попрощаться со своими родными. Такая половинчатая вера их чуть было не лишила этих людей счастливой возможности последовать за Иисусом. Другого случая уже не могло им представиться, потому что через несколько месяцев Иисус уже станет ненавидимым в этом мире.
В каждой человеческой жизни наступает такой момент, когда необходимо принять твердое решение без промедления и колебаний. Человек нерешительный, сомневающийся неблагонадежен для Царства Небесного.