Последующие семь дней составляют наиболее памятный и значительный для истории всего человечества период.
Вифания стала теперь главным пристанищем Иисуса и Его ближайших учеников. В доме Марфы, Марии и Лазаря они нашли все необходимое для существования. Евангелие говорит:
«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых»
(Иоанн 12:1).
Тем временем в Иерусалиме все разговоры как среди местного населения, так и среди стекающихся в город паломников велись вокруг Иисуса. И люди — «искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его»
(Иоанн 11:56-57).
Имеются много письменных документов, раскрывающих во всех деталях эту незабываемую неделю. Все это время Иисус продолжал учить народ. Публичные проповеди сменялись личными беседами с небольшими группами, с близ кими людьми и товарищами.
День первый
В первый день памятной недели (день, который мы теперь называем воскресенье) Иисус проделал путь в три километра в сторону Иерусалима.
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим… вышли навстречу Ему»
(Иоанн 12:12-13).
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит:
«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной»»
(Матфей 21:1-5).
Пророк Захария предрекал это событие за 500 лет до того, как оно произошло. Это и многие другие пророчества указывают на приход Спасителя.
И вот настало время, когда Иисус явился на землю, чтобы исполнилось обещанное.
«Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского»
(Матфей 21:6-11).
«Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему»
(Иоанн 12:16).
Среди смешанной толпы находились и жители Вифании, которые видели чудо, сотворенное Иисусом, — воскрешение Лазаря четыре дня после его погребения. Они пришли в Иерусалим раньше Иисуса и толпы паломников из самых отдаленных мест страны услышали от них удивительную историю.
«Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним»
(Иоанн 12:18-19).
Простой народ всегда с большим вниманием слушал Иисуса. Они приветствовали Иисуса как своего обещанного Мессию и Царя. С нескрываемым восторгом они теперь вышли навстречу Ему, крича:
«Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!»
(Лука 19:38).
Присутствующие тут же фарисеи, отделившись от толпы, подошли к Иисусу и сказали:
«Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: если они умолкнут, то камни возопиют.
И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего»
(Лука 19:39-44).
Для избранного Богом народа наступила последняя возможность признать в Иисусе Мессию. Заглядывая в будущее, Иисус видел, как белые камни блестящего на солнце чудесного храма превращаются в пепел и руины, залитые кровью. Все это случилось очень скоро. В 70 году римский полководец Тит опоясал Иерусалим земляным валом и разрушил город.
Иисус заплакал, когда Он представил Себе воочию грядущую трагедию, со всеми ее страданиями, горем, смертью.
Придя в Иерусалим, Иисус вошел в храм и посмотрел, что происходит вокруг (Марк 11:11).
Он увидел нетерпеливые пальцы менял, непомерную жадность в глазах торговцев жертвенным скотом и птицами. Все дышало эгоизмом, себялюбием, алчностью. Завтра Он вернется сюда опять, чтобы еще раз попытаться научить людей чтить святое место. Но теперь был уже поздний час. Иисус вышел из храма молча и вернулся в Вифанию. Вместе с Ним были и Его двенадцать апостолов. В Вифании они и провели эту ночь.