Понтий Пилат, о котором упоминается во многих исторических документах, был наименован администратором провинции Иудеи в 25 г. н.э. Встреча с Иисусом была наиболее значительным моментом в жизни Пилата. Хотел ли он поступить так, как подсказывало ему сердце и разум, и тем самым установить справедливость? Или решил положиться на выкрики оголтелой толпы и не морочить себе голову чужими проблемами? У него в руках был один путь, как избежать чудовищной несправедливости — путь, основанный на древнем обычае пасхального празднества. Пилат мог благодаря этому обычаю дать амнистию любому узнику, имя которого назовет народ.
«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва.
Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Бараеву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти» (Матфей 27:15-18).
Сон жены Пилата
В этот трагический момент, пришли посыльные от жены Пилата с вестью. Согласно некоторым учебникам древней истории, ее имя Прокула. Возможно, она сама была обращена в еврейскую веру. Когда она проснулась утром, муж ее уже был занят следствием по делу Иисуса. Но сон, который только что приснился ей, настолько обеспокоил ее, что, согласно Евангелию, хотя он занят был судным делом она, все-таки, послала людей срочно передать ему:
«Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Бараеву, а Иисуса погубить» (Матфей 27:19-20).
Толпа выбирает Варавву
«Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтоб я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят!» (Матфей 27:21-22).
Частный разговор Иисуса с Пилатом
Пилату было не по себе, и он еще раз решил допросить Иисуса: «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?
Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь?
Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Яна то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Иоанн 18:33-38).