Двадцать восьмая глава Книги Второзакония содержит ряд поразительных пророчеств, которые предваряют будущую историю израильского народа. Иудеям дается обещание о том, что если они будут внимательно прислушиваться к гласу своего Бога, они обретут величайшие благословения (Второзаконие 28:1), но если они откажутся внимать всем Его повелениям, их настигнут проклятия ((Второзаконие 28:15). В случае, если произойдет второе, подробно описывается наказание, которое последует. История, несомненно, свидетельствует, что именно это и случилось с Израилем.
В тридцать второй главе Книги Второзакония записана песнь Моисея. В ней содержатся нотки пророчества. После вступления, в котором содержится требование слушать очень внимательно (Второзаконие 32:1-4), тщательно описывается неразумная неблагодарность Израиля. Господь заботился о Своем народе, но они пренебрегали Им ((Второзаконие 32:5-18). Поэтому гнев Господа найдет выражение в произнесении суда в отношении иудейского народа ((Второзаконие 32:19-25). Однако, чтобы помешать языческим народам, которых Господь употребит для наказания иудеев, хвалиться несчастьем Израиля, Бог сохранит Свой народ от полной погибели ((Второзаконие 32:26-33). На самом деле, Господь истребит те языческие народы, которые поработят евреев ((Второзаконие 32:34-43). Смотрите также содержание первой главы Книги пророка Аввакума.
Эти слова связаны именно с последним предостережением. «Ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» ((Второзаконие 32:35). Особый интерес представляет слово «близок». Древнееврейское слово — qarowb, и соответствующее ему греческое слово — engus. Некоторые доказывают, что употребление слова engus всегда предполагает хронологическую близость. И таким образом, например, когда Иаков говорит, что «пришествие Господне приближается (engus)» (Иаков 5:8), это должно означать либо то, что Иаков ошибся в своем пророчестве, либо то, что второе пришествие Христа произошло вскоре после того, как Иаков написал эти слова. Этой последней точки зрения придерживаются те, кто соглашается с учением «свершившейся эсхатологии», более известным (среди церквей Христа) как «теория Макса Кинга».
Однако этот отрывок наглядно показывает, что слово engus может употребляться в отношении событий, которые еще должны произойти в будущем через столетия. Параллельная конструкция, употребленная в древнееврейском тексте, показывает, что слово «близок» употреблено в значении «скоро», то есть стремительно (окончание ст. 35). Поэтому обведите слова «близок» и «скоро» в Книге Второзакония 32:35 и на полях страницы напишите: Не хронологическая близость, но несомненность и быстрота.