Уверенность в надежности Евангелий крайне необходима, однако она приобретает особое значение для тех, кто озадачен исследованием истинности христианства. Иисус, которого традиционно проповедует христианство, является Личностью, требующей полного к Себе доверия. Вряд ли вы смогли бы положиться на того, кто реально не существует, а является фигурой от начала и до конца вымышленной.
Итак, Евангелия вызывают доверие? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть два важных момента. Чтобы уяснить, что это за моменты, давайте поразмыслим о том, что не имеет никакого отношения к Евангелиям. Представьте, что к вам попали бумаги вашего умершего дедушки. И вот, разбирая эти бумаги, вы, совершенно для себя неожиданно, находите несколько листочков, из которых следует, что ваш дедушка героически сражался на фронте во время Второй мировой войны. Прежде чем послать копию с этих листочков в местный исторический музей, вы неизбежно должны задать себе два вопроса. Первый, совсем простой, будет звучать так: имеют ли эти документы историческое значение? Их написали для того, чтобы зафиксировать подлинные события, или с какой-либо иной целью? А не могут они оказаться фрагментом какого-то незаконченного литературного произведения? Возможно, описанием военных событий хотели сказать о чем-то совсем ином? В конце концов, во многих фильмах о войне действие происходит в определенное время и в определенном месте, но сами эти фильмы являются чистейшей воды вымыслом, а не историческими документами.
Если вы решите, что ваш дед рассматривал свои заметки как исторические, тогда возникает второй вопрос. Являлись ли они таковыми, то есть историческими, на самом деле? И этот вопрос повлечет за собой целую серию новых вопросов. Действительно ли ваш дед принимал участие в тех сражениях, которые описывал? Насколько точными были его воспоминания? В своих воспоминаниях он опирался на заметки, сделанные непосредственно после событий, или же он писал мемуары много лет спустя, уже в преклонном возрасте, когда память начала ему изменять?
Эти два основных вопроса могут быть поставлены и к Евангелиям. Являются ли они историческими документами? Является ли историчным то, что в них описано?
Лучше всех, и точнее, о цели и характере рукописи может сказать его автор. Так, если автор предваряет свою книгу словами: «Это волшебная сказка, которую я рассказал своим детям», мы знаем, что имеем дело с вымыслом.
К счастью, мы располагаем свидетельством автора – таким свидетельством Лука открывает свое Евангелие:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
Лука сделал два заявления. Во-первых, он сообщил, что его документ является правдивым историческим свидетельством. Во-вторых, он особо отметил, что свои сведения получил непосредственно от очевидцев событий и что ознакомился также с написанными ранее «отчетами». И сделал это, чтобы точно показать, что есть что.
Однако являются ли Евангелия действительно историчными? Являются ли они аутентичными, подлинными, сугубо фактографическими документами, написанными людьми, которые не преследовали никаких иных целей, кроме желания правдиво рассказать о том, что произошло? Ответ отрицательный – они таковыми не являются. В конце своего Евангелия Иоанн пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную». Автор этого Евангелия писал не только с целью рассказать о событиях, но также и для того, чтобы убедить читателя.
Однако подобная цель при написании Евангелия не должна ни удивлять нас, ни обескураживать. Даже в наше время большая часть исторических и биографических произведений создаются с целью убедить, независимо от того, представляет ли сам предмет хоть какой-либо интерес для нас. Но, с другой стороны, почему это должно нас беспокоить? И сам факт, что кто-то пишет с определенной целью, никак не умаляет исторической ценности написанного. Ведь нет ничего предосудительного в том, что ваш дедушка, описывая боевые действия, писал с единственной целью: показать ужасы войны – и описал их достоверно. Другое дело, что любая ложь или преувеличение, если будут обнаружены, обесценят написанное им.
Поэтому Евангелия являются историчными, но написаны они с сильной убедительностью.