Чтобы понять, кем был Иисус и чему Он учил, нам необходимо сделать небольшой экскурс в еврейские религиозные традиции эпохи Иисуса. Если мы задумаемся над содержанием слов «религиозные представления» эпохи Иисуса, мы придем к тому, что большинство наших современников считает для себя чуждым. В современном западном мире даже люди, считающие себя верующими, обладают поверхностной верой. Сегодня вера является составляющим компонентом нашей жизни, но отнюдь не определяющим. И, как результат, даже люди, считающие себя верующими, большую часть дня посвящают отнюдь не тому, к чему их должны обязывать их религиозные убеждения. Если во дни Иисуса такие люди и были, то они являлись исключением из правила. Для евреев вообще религия была чем-то таким, что определяло их сущность, смысл всего, что они говорили и делали. Вера была не компонентом их жизни, она была основанием, на котором они строили свою жизнь.
Если мы попытаемся понять, что означало быть евреем во дни Иисуса, мы обнаружим много для себя неожиданного. Но, как бы то ни было, мы ограничим этот вопрос двумя аспектами: евреи имели свою историю и придерживались определенных верований и обычаев.
История еврейского народа обеспечивала его самобытность и, кроме того, вселяла надежду, даже в самые мрачные времена. Во времена Иисуса евреи не рассматривали себя как одну из религиозных и этнических групп, каких немало в этом мире. Они считали себя особым народом, народом Божьим, предназначенным для особых Божьих целей в этом мире. Они были не каким-то побочным продуктом истории, но ее эпицентром. Такое осмысление предназначения евреев проскальзывает даже на страницах Евангелий. Это также объясняет, почему во дни Иисуса люди испытывали растерянность, видя, чем оборачивается для них развитие событий. Для христиан история еврейского народа вплоть до времен Иисуса имеет большое значение, поскольку это и наша история тоже.
Наша история началась с Адама и Евы, первых людей. Адам и Ева были поселены в райском саду, но из-за своего неповиновения утратили Божье благословение и были изгнаны в мир зла и страданий. С тех пор человеческое существование ушло далеко в сторону от того, каким оно должно было быть. Века спустя Бог решил возвратить Себе человечество и для этой цели избрал Авраама – как отца людей, через которых Божье благословение вернется в мир.
Бог дал Аврааму обетования, как часть завета – самого прочного и нерушимого соглашения. Этим обетованием Бог пообещал Аврааму, что Он всегда будет благословлять его потомков и во всем помогать им; что Он сделает их великим народом, даст им землю и через них благословит всех людей на земле. Через несколько поколений Божьи обетования начали исполняться, и потомки Авраама составили двенадцать колен.
Однако через несколько сот лет после Авраама, события приняли нежелательный оборот, и народ Божий оказался в египетском рабстве. Но Бог потрясающим образом освободил Своих избранников и вывел их из Египта. Это событие вошло в историю под названием «исход», и возглавил его Моисей. В безлюдной и дикой местности Бог заключил с Моисеем другой завет, более полный. Бог пообещал еще большие благословения, а также более полное общение, а это означало, что еврейский народ становился народом завета Божьего. И если избранный народ хотел наслаждаться благословениями завета, он должен был хранить верность Богу, поклоняться только Ему и исполнять наставления, которые Он дал. Эти наставления легли в основу Закона (Тора по-еврейски; то, что мы называем Ветхим Заветом). Наставления и Десять заповедей охватывали весь объем требований, которые Бог выдвигал Своему народу. Цель этих требований состояла в том, чтобы народ Божий был особенным народом. Этот народ должен был держаться обособленно от других народов – язычников, – окружавших его, чтобы быть святым. Знаком избранности для мужчин служило обрезание, без которого они не могли считать себя евреями.
Основой завета стала исключительная привилегия еврейского народа знать истинного Бога. Символически это нашло свое отражение в том, что Бог открыл Своему народу Свое имя, чтобы этот народ знал Его как Иегову (Яхве). Это имя Бога, которое встречается на страницах Ветхого Завета более шести тысяч раз, обычно заменяется словом ««Господь». Вопреки ожиданиям, взаимоотношения еврейского народа (Израиля) и Иеговы шли не по накатанной дороге – взлеты и падения евреев на этом пути и составляют повествовательную канву Ветхого Завета.
И вот, в конце концов, после сорокалетнего скитания по пустыне, на которое он был обречен из-за своего неповиновения Богу, еврейский народ овладел большей частью территории, обещанной ему Богом. Евреи создали свое царство, которое достигло наивысшего расцвета приблизительно около 1000 г. до н. э., во время правления царя Давида. Ради Давида, величайшего из еврейских царей, Бог вернулся к Своему завету и дополнил его еще одним обетованием: Он пообещал Давиду, что у того будет прославленный сын и что род Давида никогда не прервется и всегда будет царствовать. Пророчество практически исполнилось в Соломоне, сыне царя Давида, который построил прекрасный храм, ставший средоточием еврейской (иудейской) религии.
Царствование Давида, а затем и Соломона, стало эталоном в еврейской истории: царь Божий правит в мире, справедливости и процветании над еврейским народом, живущим на еврейской земле (на «земле обетованной»). Однако славные дни быстро миновали, и обстоятельства приняли трагический характер. При потомках Соломона царство разделилось надвое – на северную и южную части, и исключительное почитание Иеговы, что являлось основой завета, перестало быть исключительным. Северное царство вскоре потонуло в языческих практиках и анархии. В 722 г. до н. э. оно было завоевано ассирийцами. Ассирийцы выселили большую часть населения на территорию, которая сейчас является северным Ираком, а на освободившихся землях расселили другие, также покоренные ими, народы. Так появились те, кого впоследствии назовут самарянами, – народ, который иудеи никогда не признавали своим, ни по этническим, ни по религиозным признакам.
Южное царство, управляемое царями – потомками Давида и сплоченное вокруг иерусалимского храма, внешне выглядело привлекательнее. Однако южане тоже отошли от поклонения Иегове и были завоеваны вавилонянами в 586 г. до н. э. Храм был разрушен, и многие из народных вождей были уведены в Вавилон (располагался на юге современного Ирака). Часть населения бежала в Египет и другие страны. В 539 г. до н. э. Вавилон покорили персы, и еврейским пленникам было позволено возвратиться на родину. Однако вернулись далеко не все переселенцы. Значительная еврейская диаспора осталась за пределами Израиля – люди не пожелали отказываться от достигнутого благополучия ради неопределенности, стоявшей за словами «возвращайтесь домой».
Несмотря на чудесное освобождение, положение еврейского народа уже никогда не было таким, как до вавилонского пленения. Евреи не обрели независимости, и правление язычников продолжалось: просто владычество Вавилона уступило место владычеству Персии. У евреев больше не было царя, и хотя храм был восстановлен, он уже не имел прежней значимости. Раньше евреи пребывали в уверенности, что Бог обитаем в храме Соломона, однако в отношении восстановленного храма у них такой уверенности уже не было. Возможно поэтому иудейская религия отошла от исключительно храмового поклонения Богу, и акценты сместились в сторону отдельных местных центров, получивших название «синагога». Осуществление великой надежды на Божьего помазанника-царя, который бы царствовал во славе над еврейским народом в земле обетованной, отодвигалось все дальше и дальше.
Ко времени рождения Иисуса – столетия спустя, – положение не изменилось к лучшему. Власть и влияние язычников теперь казались непоколебимыми: персов сменили греки, которых, в свою очередь, потеснили римляне. Царь Ирод, который произвел великолепную реконструкцию храма, на деле был римским ставленником и весьма сомнительным иудеем. Основополагающие институты иудейской веры – цари, пророки и священство – либо исказили свою сущность, либо прекратили существование. Царская власть закончилась с вавилонским пленением, пророков не было со времен возвращения из плена (голос последнего из пророков – как полагают, это был Ма- лахия, – прозвучал где-то около 450 г. до н. э.), а священники, занятые политикой, отстаивали интересы Рима.
И, тем не менее, евреи продолжали верить, что они – Божий народ завета, и поскольку завет был нерушимым, они знали, что Бог сохранит верность ему и, в один прекрасный день, освободит их. Их надежда была устремлена к обещанному царю, к Мессии (по-гречески, Христу), из рода Давидова. Существовало множество представлений о грядущем Мессии, однако большая часть евреев верили: когда он придет и воцарится, он освободит народ Божий от врагов его, принесет справедливость, мир и святость Израилю. С приходом Мессии Израиль обретет величие и славу и станет благословением народам всего мира. Хотя принято было считать, что Мессией будет человек, однако от него ожидали вечного царствования и божественной мудрости, а это уже предполагало, что Мессия должен обладать особыми, сверхчеловеческими качествами.
Иисус и иудаизм
Существует два противоположных, и ошибочных, мнения об Иисусе и еврейской религии. Одна из ошибок состоит в том, что Иисуса полностью отделяют от еврейской среды и еврейских верований. Так, некоторые считают, что Он был особым, универсальным человеком, и Его еврейское происхождение не имело никакого отношения к Его убеждениям – таким, например, как реинкарнация, которую евреи вообще не признавали. Другая ошибка состоит в том, что в Иисусе видят не более чем иудейского учителя, рабби, и не отделяют Его от всех прочих проповедников, которые ходили по Палестине в те времена.
Истина же состоит в том, что Иисус был евреем; то, чему Он учил, невозможно уложить в рамки иудаизма; Он сам провозгласил, что Он больше, чем просто учитель.
Как нам еще предстоит убедиться, Он стоял над всеми учителями и пророками – потому что в Нем исполнились все Божьи обетования Израилю и потому что Он был Богом, пришедшим во плоти к Своему народу.
Мы не можем – и не должны – игнорировать еврейское происхождение Иисуса. Однако мы также должны быть готовы к тому, чтобы признать: Он был больше чем просто учителем, одним из многих.