Историческая справка
Римляне, завоевав Палестину (в 63 г. до н. э.), поступили так, как принято поступать и в наше время: они выбрали из местных претендентов подходящую для них фигуру на роль царя, чтобы он, под их непосредственным контролем, выполнял всю грязную работу.
После периода хаоса и неразберихи, престол занял Ирод Великий – едва ли не самая отталкивающая историческая личность. Официально став царем в 37 г. до н. э, Ирод царствовал над значительной территорией до 4 г. до н. э. Хитрый, алчный, жестокий и подозрительный, Ирод как нельзя больше подходил римской администрации. В правление Ирода налоги, которые взимали в пользу Рима, постоянно возрастали, и мятежи в знак протеста вспыхивали снова и снова. Как и примерно половина его подданных, Ирод придерживался греческой культуры и вынашивал грандиозные архитектурные замыслы. Его излюбленным детищем, оставшимся незавершенным к моменту его смерти, был храм в Иерусалиме – начинание, заставившее умолкнуть тех противников Ирода, которые не считали его истинным иудейским царем.
Со временем подозрительность Ирода возросла, усиленная прогрессирующей паранойей. Он лишил жизни множество людей, в том числе: своего дядю, двух первосвященников, свою мачеху, трех своих сыновей и свою жену. Евангелист Матфей пишет, что Ирод, после встречи с тремя мудрецами, принялся разыскивать младенца Иисуса. Матфей воссоздает портрет параноика и лжеца, ради собственного спокойствия обрекающего на смерть ни в чем не повинных детей. И этот портрет соответствует историческому оригиналу.
Ирод умер в 4 г. до н. э., и его царство распалось на три части, разделенное между оставшимися в живых тремя его сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. В период служения Иисуса Антипа и Филипп правили своими территориями, Архелая же римляне сместили за некомпетентность. В результате Иудея и Самария оказались под прямым римским контролем и управлялись сменявшимися правителями, самый известный из которых – Понтий Пилат.
Палестина и ее народ доставляли немало хлопот римлянам. Римляне не понимали сути иудейской веры и никогда ею не интересовались, а потому Палестина была для них очагом постоянных смут и народных волнений. Естественно, что в таком бурлящем регионе римляне прибегали к адекватным методам: сети информаторов, молниеносные аресты, суровые публичные наказания зачинщиков.
Распятие Иисуса произошло либо в 30-м, либо в 33 г. н. э. События, имевшие место в Палестине в первое десятилетие после казни, заслуживают того, чтобы о них упомянуть. Эти события создали почву для роста и распространения ранней церкви – и с этим связаны некоторые из пророчеств Иисуса.
После смерти императора Тиберия в 37 г. н. э., обстановка в Палестине заметно обострилась: прогрессирующая некомпетентность и коррумпированность правящей верхушки провоцировала все возрастающее недовольство в стране. Наконец, в 66 г. н. э. в Палестине вспыхнуло крупномасштабное еврейское восстание. Обеспокоенные тем, чтобы восстание не перекинулось на другие регионы империи, римляне решили превратить восставших иудеев и Иерусалим в наглядный урок для других покоренных народов. В 70 г. н. э. Иерусалим был взят римскими войсками и разрушен, при этом число погибших и казненных повстанцев потрясало воображение: Иосиф Флавий, бывший очевидцем этих событий, утверждает, что погибло более миллиона человек. Сотни тысяч евреев были, в качестве пленных, доставлены в Рим, а храм Ирода Великого был разрушен. Иудейская война стала катастрофой для иудаизма и повлекла изменения в иудейской религии, которые существуют в ней по сегодняшний день. Для христианства, которое к 70 г. н. э. уже успешно шествовало по империи, трагические события, связанные с иудейской войной, особых последствий не имели.
Влияние
Во времена Иисуса единство и целостность Римской империи обеспечивала хорошо обученная постоянная армия. В армии служили оплачиваемые наемники, из чего следует, что покоренные народы вынуждены были платить немалые налоги на ее содержание. Александр и его сподвижники смотрели далеко в будущее, когда внедряли на завоеванных территориях греческую культуру, в отличие от них, римляне были озабочены безопасностью и сбором налогов. Это означало, что римляне весьма терпимо относились ко всем – как официальным, так и тайным – религиозным течениям на завоеванных территориях, пока эти течения не угрожали государственным интересам империи и ее экономической выгоде. А также это означало, что римляне с готовностью поддерживали таких чудовищ, как Ирод Великий, если те обеспечивали политическую стабильность и стабильные поступления в римскую казну. Отношение римлян к иудейской религии было предельно ясным: пока налоги и пошлины исправно поступают в Рим и пока не наблюдается никаких волнений и возмущений, евреи могут беспрепятственно исповедовать свою веру.