«1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Марк 1:1-8).
Как начинается Евангелие? Каждое из четырех Евангелий освещает этот вопрос с несколько иной точки зрения. Матфей ведет свое повествование по древу предков Иисуса от патриарха Авраама, которому Бог дал Свои чудесные обетования (Матфей 1:1-17).
Лука описывает более ранние события. Стремясь подчеркнуть общечеловеческий характер призыва Иисуса, он описывает Его жизнь и служение в контексте всей истории человечества, начиная от Адама и Евы (Лука 3:21-37).
В этом смысле Иоанн начинает свое Евангелие еще с более раннего периода. Он называет Иисуса «Словом» Бога и сообщает нам, что Его происхождение – от вечности. Он был у Бога в самом начале (Иоанн 1:1-14).
Марк же начинает свое Евангелие с того, что говорит нам две простые вещи. Во-первых, его Евангелие об Иисусе Христе. Это не пособие о том, как устроить свою жизнь, а Благая весть о Личности. Во-вторых, Марк создает фон для появления Иисуса, говоря нам об Иоанне Крестителе и значении его жизни и служения.
Исполнение Писаний
В книге пророка Малахии 3:1 Бог обещает, что Он пошлет народу перед приходом Мессии вестника, задачей которого будет приготовление пути для Него. Исаия 40:3 дает дальнейшее описание этого вестника. Он будет «гласом вопиющего в пустыне». Его послание будет призывом: «Готовьтесь к пришествию Господа».
Явление Иисуса не было мыслью, пришедшей Богу впоследствии. Это было нечто такое, что Он задумал и к чему готовился долгие годы Ветхого Завета. Теперь настало это время. Он послал Иоанна как вестника, которого пообещал задолго до описываемых событий. После столетий молчания многие люди поняли, что Бог снова заговорил со Своим народом. Но теперь в этом было нечто новое: Бог собирался говорить в последний раз.
В данном случае Марк приводит вместе две цитаты из Писаний. Он вводит их таким оборотом речи: «Как написано у пророков» (согласно некоторым греческим рукописям, у Марка стояло: «Как написано у пророка Исаии» – ср. современный русский перевод В.Н. Кузнецовой.1 – Примеч. ред.). Однако здесь только вторая цитата взята из Исаии. Почему же о двух цитатах говорится как о цитате из Исаии? Не ошибся ли Марк? Может быть, он недостаточно хорошо знал Писания? Не является ли это – в начале самого первого записанного Евангелия – знаком того, что эта книга совсем не безошибочное описание жизни Иисуса?
Было бы преувеличением считать, что Марк мог сделать такую элементарную ошибку. Может быть, он цитировал эти слова из уже существующего сводного списка ветхозаветных текстов, стремясь собрать воедино все свидетельства об Иисусе Христе. Возможное объяснение заключается в том, что, когда цитата из Малахия 3:1 будет поставлена рядом с цитатой из Исаии, будет ясно полное значение того, о чем пророчествовал Исаия. Голос, раздающийся в пустыне, на самом деле принадлежит глашатаю, который непосредственно перед появлением своего Господина возвещает Его прибытие. Эти два отрывка объясняют роль Иоанна Крестителя и его связь с Иисусом. Они подчеркивают не только то, что следует приготовить путь Господу, но и то, что Сам Он очень скоро придет.
Проповедь покаяния
Главным содержанием проповеди Иоанна было покаяние (ст. 4). Он обличал своих слушателей во грехах и призывал отвернуться от них, символически смывая их в реке Иордан посредством водного крещения. Только таким образом они могли получить радость прощения и новую жизнь.
Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком. Он произвел неизгладимое впечатление на современников. Его приходило послушать огромное множество людей. Это явление мы бы назвали пробуждением. Иоанна приходили слушать даже из Иерусалима. Подумайте, например, о людях, которые приходили бы из Лондона в Йоркшир Дейле потому, что там был человек, который проповедовал с такой силой, как будто он на самом деле знает Бога и видит сердца людей! Среди его слушателей были даже те, кто посещал богослужения в иерусалимском храме.
Все в Иоанне говорило людям, что он пророк. Он действовал по примеру Илии. Он одевался, как пустынник, и питался тем, что мог найти в пустыне. Он выделялся на фоне своих современников так же ярко и заметно, как и его великий предшественник (3 Царств 1:8).
Содержание проповеди Иоанна было также очень похоже на проповедь Илии. Народ нарушил завет с Богом. Он находился под Его судом. Лишь оставив свои грехи и обратившись к Господу и на Его пути, люди могли приготовиться к приходу долгожданного Мессии.
Указание Иисуса
В Ветхом Завете пророк имел двойную задачу: он говорил слово Божие о нынешнем дне и открывал волю Божию о будущем. Мы видим, что такое служение совершает и Иоанн. Словом Господа он обличал и предвещал. Он объяснял слушателям значение прихода Мессии: Он будет иметь большую силу, чем Иоанн. Достоинство Господа будет настолько превосходнее, что Иоанн не осмеливается развязать ремень Его обуви (ст. 7). Иоанн также пророчествовал о делах Мессии. В противоположность водному крещению Иоанна, Тот, Кто грядет за ним, будет крестить людей Духом Самого Бога.
Иоанн проповедовал, что наступает поворотный момент в истории всего человечества. В ближайшее время должен прийти Мессия. Людям оставался один достойный ответ – покаяние. Стиль и содержание служения Иоанна может и сегодня многому научить нас. Его проповедь направлялась Духом особым образом. Как и Дух Святой, он не искал своей славы (Иоанн 16:13-14). Вместо этого он указывал людям на Иисуса. Нет лучшего признака, что мы исполнены Духом Божьим. Ибо полнота Духа, прежде всего, проявляется не в чудесах и знамениях, а таким образом, что мы можем сказать вместе с Иоанном: «[Христу] должно расти, а мне умаляться» (Иоанн 3:30).
А вы когда-нибудь говорили эти слова?