Большинству евреев трудно поверить, что Мессия уже пришел. Несколько десятилетий назад великий еврейский философ Мартин Бубер во время дискуссии с Карлом Шмидтом высказал довольно вескую причину неверия евреев. «Вы не можете убедить нас в том, что Мессия пришел, – сказал Бубер, – ведь каждому видно, что этот мир не искуплен» (Jiirgen Moltmann, The Way Jesus Christ, p. 28, and G. C. Berkouwer, The Return of Christ, p. 129).
По мнению Мартина Бубера, Мессия должен прийти одним великим освободительным событием, и это совпадает с тем, чего ожидал Иоанн Креститель. Потому что Бубер, как и Иоанн Креститель, мыслил категориями Ветхого Завета.
В Исаия 40:3 имеется описание труда Иоанна Крестителя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (см.: (Матфей 3:3; (Марк 1:3; (Лука 3:4). Но когда сам Иоанн упоминает о Том, для Кого он трудится, он говорит как-то таинственно: «Идущий за мною» (Иоанн 1:27). Его еврейская аудитория, без сомнения, поняла, что речь идет о Мессии. Иоанн описал Мессию как кого-то могущественного, у Которого он недостоин даже «развязать ремень у обуви».
Иоанн приготовлял путь своему Господу, проповедуя крещение покаяния ради прощения грехов (Марк 1:4). Труд Грядущего он описал как крещение «Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11). В устах Иоанна эти слова означают не какое-то замечательное событие, а раскаленную печь суда Божьего. Вот почему в следующем стихе говорится: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матфей 3:12). Иоанн Креститель провозгласил пришествие Царства Небесного как суда Божьего, в котором со злом и нечестивыми, творившими зло, будет покончено, а покаявшиеся и уверовавшие спасутся.
Многие наши дети уже знают, что Христос пришел в мир, чтобы пострадать и умереть за наши грехи. Им ведома тайна Мессии. И они могут расти, даже не понимая, что для многих страждущий и умирающий на кресте Царь Израилев – невероятная бессмыслица.
В одном из романов Хайма Потока, «Меня зовут Ашер Лев», рассказывается о юноше Ашере, растущем в бруклинской общине евреев-хасидов. Ашер – одаренный художник, и его талант приносит ему как славу, так и неприятности. Однажды Ашер вместе с матерью совершает запретный поход в музей и там видит изображения страстей Христовых.
— Ты не могла бы мне объяснить те картины, мама?
— Те, которые мы видели вначале? -Да.
— Они о человеке, которого звали Иисус…
— Я знаю об Иисусе, – сказал я. – Иисус – Бог гоев [язычников].
— Он был евреем, жившим в земле израильской во времена Римской империи. Римляне убили его. Так они казнили людей: вешали их на эти большие столбы, как ты видел на картинах.
— И много евреев было убито римлянами?
— Тысячи. Десятки тысяч.
— А почему римляне убили Иисуса?
— Он заявил, что он Мошиах [Мессия]. Они подумали, что он поднимет бунт против них.
— А он был Мошиахом, мама?
— Нет, не был. Мошиах еще не пришел, Ашер. Посмотри, сколько страданий в мире. Разве было бы столько страдания, если бы Мошиах действительно пришел?
(Chaim Potok, My Name is Asher Lev, pp. 162, 163)
Неверие Бубера и разочарование Крестителя
Жизнь Иоанна Крестителя закончилась в темнице, хотя он и не был преступником. Когда к власти приходит тиран, порядочные люди томятся в тюрьмах. Иоанн укорял Ирода, который сожительствовал с женой своего брата. Слова обличения стали причиной ареста Иоанна и в конечном счете стоили ему головы.
Иоанн был великим и бесстрашным пророком – самым великим, судя по словам Христа (Матфей 11:11). Но в заключении он думал не о собственной жизни, а о том, действительно ли Иисус был Мессией. Ведь Иоанн не увидел огня и кары Господней, которые сам же возвещал и ожидал. «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Матфей 11:3) – вот каков был вопрос Иоанна Иисусу.
Ответ Христа заслуживает тщательного изучения, особенно для уверовавших в Христа язычников. Мы верим в Новый Завет и полагаем, что довольно хорошо знаем его. Но мы часто забываем, что нам следует знать и Писания, которые знали Иоанн Креститель и Мартин Бубер. Ибо, как христиане, мы принадлежим к еврейской семье, изучающей еврейские книги, и спасены еврейским Мессией. Новый Завет пестрит ссылками на ветхозаветные тексты, и если мы не знаем Ветхий Завет, то мы не в состоянии постичь всю глубину смысла Нового Завета.
Мы можем уловить смысл ответа Христа, если сначала прочитаем Исаия 35 – поэму о земле надежды и славы, которая станет явью, когда «Бог … придет» (ст. 4). Расцветут пустыни, в сердцах боящихся блеснет надежда, слепые прозреют, глухие услышат, хромые пойдут, а немые запоют. Пересохшие русла наполнит вода, а руины станут пастбищем. Печаль и воздыхание исчезнут. В Исаия 35 изображается страна мечты израильтян – это Царство Божье, возрожденный рай.
Вот слова Христа ученикам Иоанна:
«Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»
(Матфей 11:4-6).
Его слова означали, что великое будущее уже наступило! Слепые видят, хромые прыгают от радости, и смерть, по слову Его, отступает. Но последняя фраза, берущая свое начало в Исаия 61:1, несет основную нагрузку: «Нищие благовествуют». «Нищие» – это угнетаемый народ Божий. Они надеются на Царство Божье; им не на что больше надеяться. Ныне они слышат Благую весть, «Евангелие Царствия» (Матфей 24:14).
Но в словах Христа звучит и предупреждение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Матфей 11:6). Здесь это означает, что блажен тот (в данном случае Иоанн), кто не отвергает Господа из-за того, каким образом Он приносит Царство Небесное на землю.
У нас нет свидетельства о том, как воспринял Иоанн слова Христа. Но Мартин Бубер и его сподвижники, казалось бы, говорят: «Ты не Тот, Который должен прийти. Если бы Ты был Мессией, в Твое пришествие совершилось бы искупление и преображение всего мира. Мы ожидаем другого».