Новый Завет содержит тринадцать посланий апостола Павла. По общему согласию исследователей, послания к церкви в Фессалониках считаются самыми древними. Вероятно, они были написаны около 51 г. н. э., приблизительно через двадцать лет после смерти и воскресения Христа. Эти послания во многом посвящены эсхатологии – учению о последних днях (греч. eschatos, «последний»).
Самая первая аудитория, которой предназначались эти послания, – ранние христиане, страстно жаждавшие возвращения Господа; такое горение редко встретишь в наши дни. Они были уверены в скором возвращении Христа. Они в буквальном смысле ожидали Его в любой момент. Но, прожив какое-то время в этой надежде, некоторые члены общины умерли; они «почили». И христиане, хоронившие своих близких, были вдвойне опечалены. Они скорбели от утраты, но кроме этого, опасались, что их умершие близкие, так часто говорившие о дне Господнем, пропустят радость встречи. Поэтому Павел написал им, что «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1 Фессалоникийцам 4:15).
Позже мы вернемся к обсуждению этих так называемых «слов о восхищении», а сейчас они нам нужны, чтобы понять, что подобный вопрос, подобные опасения могут возникнуть лишь в той общине, где верующие постоянно задаются вопросом: «Придет ли Господь сегодня? Увидим ли мы Его завтра?» Мало кто из нас живет в такой общине.
Не хочу сказать, что жизнь в подобной напряженной атмосфере ожидания хороша во всех отношениях. Фессалоникийцы были склонны верить молве и стали «колебаться умом и смущаться… от духа… от слова… от послания» под впечатлением, что «будто уже наступает день Христов» (2 Фессалоникийцам 2:2). Из-за своих треволнений они могли стать легкой жертвой для желающих «обольстить» их (2 Фессалоникийцам 2:3). Они поддавались соблазну забросить житейские дела и смотреть в небо. Павел укорил их за лень и напомнил им о правиле: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10). Также в (1 Фессалоникийцам 4:11,12 он напоминает им, что они должны «работать своими собственными руками» и таким образом завоевывать уважение своих соседей.
Ждать осталось недолго
Апостол Павел не думал, что нынешний мир просуществует еще двадцать столетий, когда сказал: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился» (Римлянам 13:11,12). Он написал эти слова приблизительно через двадцать пять лет после воскресения Господа и примерно через двадцать лет после того, как сам уверовал. Двадцать лет спустя после обращения он был уверен, что день Господень приблизился. Но мы читаем его слова примерно через двадцать лет, помноженных на сто, и даже позже, а день оный все еще не настал.
Об ожидании скорого возвращения Господа Павел писал коринфянам:
«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего»
(1 Коринфянам 7:29-31).
Если мы знаем, что через неделю или месяц нынешний образ жизни безвозвратно уйдет в прошлое, настоящее занимает и волнует нас гораздо меньше, чем если мы полагаем, что главное – побольше заработать, пока жив. Павел писал, что не стоит держаться за нынешнее, ибо оно скоро пройдет, и эти слова вторят наставлениям Христа в (Лука 21:34.
Павел действительно верил, что «время уже коротко» (1 Коринфянам 7:29) и что «ночь прошла, а день приблизился» (Римлянам 13:12). И когда он написал филиппийцам, что «Господь близко» (4:5), он имел в виду именно время Его пришествия.
Кажется бесспорным, что апостол Павел ожидал скорого пришествия Христа. Другой вопрос в том, изменил ли он свою точку зрения за время своего служения. Некоторые ученые полагают, что вначале он был твердо уверен, что увидит день Христов еще при жизни; есть мнение, что именно эти его слова, эти убеждения привели к брожениям в фессалоникийской общине, где верующие не знали, что будет с теми, кто умер до дня пришествия. Отвечая на их опасения, Павел писал: «Мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фессалоникийцам 4:16). При этом он все еще надеялся дожить до второго пришествия, ибо он причисляет себя к числу живущих, говоря: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня» (1 Фессалоникийцам 4:15). Также в (1 Коринфянам 15:52 Павел говорит: «Мертвые воскреснут нетленными, а мы [живущие] изменимся». Но эти же исследователи утверждают, что в своих более поздних посланиях Павел не говорит о том, как он преобразится, когда увидит Христа. Он пишет о том, что по смерти будет с Господом. В послании к Филиппийцам он готов «разрешиться и быть со Христом» (1:23), и в своем последнем письме, Второе послание к Тимофею, он полагает умереть до возвращения Христа (4:6–8).
Стоит отметить следующее:
• Павел действительно ожидал скорого пришествия Христа;
• он никогда не вплетал тему времени возвращения Христа в канву своего благовестия;
• использование Павлом местоимения мы во фразе «мы изменимся» (1 Коринфянам 15:52) необязательно означает, что он полагал дожить до времени пришествия Господа. Предположительно в течение того же года, когда он написал Первое послание к Коринфянам, он написал им и Второе послание, где в 5:1 –10 говорит о «земном нашем доме, этой хижине» и о том, как мы желаем «облечься в небесное наше жилище». Иными словами, в течение того периода, когда, по словам некоторых ученых, он рассчитывал увидеть второе пришествие воочию, он написал слова, свидетельствующие в пользу того, что он полагал быть с Христом на небесах до наступления дня Господня (2 Коринфянам 5).
Издавна грядущий «вскоре»
Господь грядет «вскоре», «скоро» и «не замедлит». Таково обетование.
По словам Павла, древний змий вскоре будет уничтожен; это обетование было дано еще в раю, когда Бог сказал, что змей будет поражен «семенем жены» (Бытие 3:15). Трудно сказать, сколько столетий прошло между этими словами и строками, написанными Павлом римлянам: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Римлянам 16:20). Прекрасные строки! Павел говорит о Боге как о «Боге мира», ибо Он – источник шалома (что на иврите означает «полнота», «благоденствие», «мир»), приходящего на землю во Христе Иисусе. Все творение, все живущие обретут в Нем полноту и исцеление. И воцарится мир. Господь сокрушит великого нарушителя мира – сатану, этого древнего змия, под нашими ногами. Нашими ногами Господь будет попирать его. Христиане будут участвовать в установлении мира на земле и в борьбе со злом всем своим существом: намерениями, словом иделом. Господь действует через нас, и этот труд «вскоре» свершится.
Как нам следует понимать слово «вскоре»? Это обстоятельство времени, не так ли? Всем, кто жаждет праведности и взывает к справедливости, должно быть небезынтересно, как трактовать слово «вскоре» в Божьих обетованиях. Книга Откровение («Апокалипсис») была написана, чтобы показать Божьим служителям, «чему надлежит быть вскоре» (Откровение 1:1). Она завершается обещанием: «Се, гряду скоро». На что Церковь отвечает: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение 22:20).
При истолковании этого «вскоре» у Церкви возникает соблазн сделать оговорку – не стоит, дескать, воспринимать буквально.
Многие из нас верят, что Господь «близок» не в том смысле, что нужно вскоре ожидать Его пришествия, но в том, что Он рядом с нами, а не вдалеке от нас. Многие библеисты и богословы явно или исподволь перешли к этой точке зрения.
Все мы, ожидающие пришествия Господа Иисуса, выглядим странно для обычных современных людей. Мы похожи на Блумхардта, который, как пишет Фредерик Бюхнер в предисловии к поэтическому сборнику «Сколько неба!», «предположительно некий легендарный голландский чудак». Он всю жизнь держал наготове лошадь и повозку, чтобы, когда Христос явится во всей славе, встретить Его соответственно – на повозке, в пристойной одежде.
Его повозка вечно наготове, И лошадь в упряжи, и полог меховой – Пусть только час пробьет, когда во славе Глас ангельский вострубит, И в повозку он вскочит – В лучшем из нарядов, в шляпе – И сидя прямо, прямо и поедет На встречу с Господом, Который, наконец-то, Придет, придет совсем как Царь вселенной. Как поступил Ты, Боже, с чистым сердцем, Тоскующим по призрачной отчизне? В земле он ныне и бездвижно ждет. Как Ты поступишь с нами, что, надеясь На света луч, средь тьмы к Тебе взывают В сомненьи с упованьем наравне?
«Blumhardt» from So Much Sky, Jan Willem Schulte Nordholt; trans, by Henrietta Ten Harmsel;
© 1994, Wm. B. Eerdmans Publishing Co.
Used by permission. (Перевод H. А. Корякиной.)
Еще большей крайностью было бы отмести все обетования, видя, что это еще не исполнилось. Упаси нас, Бог, от этого! Однако не стоит отрицать, что это действительно самая большая проблема Церкви. Самая большая проблема всех христиан состоит в том, что Господь Иисус все еще не пришел, хотя еще две тысячи лет назад было обещано, что Он вернется вскоре. И все же нигде в Писании не сказано, что проблема в том, что Господь замедлил. Сомнению подвергается только наша способность бодрствовать и устоять до времени Его пришествия.