Суть притчи о неотступной вдове в Лука 18:1–8 в призыве к терпению и настойчивости (возможно, понадобится долгое время) и в обещании скорого пришествия Господа.
Господь учит, что мы должны постоянно молиться и не опускать рук. В притче Он рассказывает о женщине, претерпевшей несправедливость, может быть, кто-то оставил ее бездомной или забрал все, что было нажито. Бессердечный судья не торопился начать разбирательство, а слабая вдова не могла повлиять на ход дела. Но она продолжала приходить к судье, прося справедливости: «Защити меня от соперника моего» (Лука 1:3). Это, наверное, была первая в истории демонстрация – одиночный пикет перед зданием суда. Наконец-то судья понял – лучше помочь ей, или она его совсем изведет.
Господь показывает, что даже слабая вдова неотступностью своей смогла изнурить бессердечного судью. Насколько же настойчивее должны быть мы, прося высшего Судию, Который всегда защищал слабых и вдовиц?
«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? – вопрошает Христос. – Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»
(Лука 18:7-8).
Здесь Христос говорит о промедлении, хотя конец ст. 7 труден для перевода и нельзя с уверенностью на него опираться. Ясно одно – суть этой притчи не в том, что Бог замедлит, но в том, что мы должны быть постоянны, неотступны в молитве.
Необычным в этой притче является сочетание наставления быть настойчивыми в молитвах, прося снова и снова, и призыва верить в скорый, без промедления, ответ Господа. Понятно, что Его скорый ответ на молитвы не повод ослабить усердие и быть менее постоянными в наших прошениях.
Завершается эта притча очень серьезным вопросом, остающимся без ответа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лука 18:8). В данном случае веру, о которой здесь идет речь, можно истолковать как молитвенную неотступность вдовы, повторявшей: «Защити меня от соперника моего» (ст. 3). И вопрос здесь не в том, ответит ли Бог на наши молитвы и придет ли Христос. Суть в том, будем ли мы неотступно взывать к Судии небес и земли, доколе Он придет, или поддадимся соблазнам и силам мира сего? Суд Его будет справедлив: Он защитит Своих чад, избавит их от притеснителя и подаст им защиту вскоре. Но устоим ли мы в вере, доколе Он придет?
Подождите еще немного
Подобно притче о настойчивой вдове видение душ убиенных и вопли мучеников в Откровении:
«И когда Он (Агнец) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»
(Откровение 6:9–11).
Кровь мучеников – их «души», как кровь приносимой жертвы, текут к подножью алтаря, они вопиют к небесам о справедливости. В словах, обращенных к ним, мы слышим тот же призыв к терпению и то же обещание быстрого ответа. Они должны «успокоиться… на малое время», доколе не дополнится мера стра-даний, но для этого нужно «еще малое время».
Вопль свидетелей несправедливости и жестокости возносится к небесам со времен убийства Авеля его завистливым братом (Бытие 4:10). Почти с начала времен Божий народ вопрошает «доколе?»
«Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец?»
(Псалом 12:1).
В этом псалме четырежды спрашивается «доколе?», а в другом к Богу обращены слова:
«Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою…»
(Псалом 42:1).
Разумеется, мы видим Божий ответ на эти молитвы в великом заступничестве Христа. Он пришел спасти бедных, чистых сердцем и всех алчущих и жаждущих праведности. «Блаженны нищие духом, – сказал Он, – ибо их есть Царство Небесное» (Матфей 5:3). Он встал на их сторону, чтобы к подножью алтаря потекла Его кровь, кровь жертвенного Агнца Божьего. Но кровь Христова не вопиет о возмездии; она свидетельствует о прощении и примирении (Евреям 12:24).
Здесь мы можем отчасти увидеть причину, по которой второе пришествие, несущее справедливость и возмездие, отсрочено. Господь не медлит, но в долготерпении и милости дает нам время, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).
Единственный намек
Единственный отрывок в Писании, напрямую говорящий о нашем беспокойстве по поводу все еще не свершившегося пришествия, – это (2 Петра 3:3–13. «Явятся… говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (ст. 3, 4).
Но эти насмешники, как пишет автор, забывают о потопе. Божье Слово сотворило мир из воды, и Слово, уничтожившее мир водою, – то же Слово, что ныне сберегает мир для судного огня (ст. 5-7).
Дальше автор заставляет нас задуматься о сущности Бога (ст. 8, 9). С Господом один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Мы заблуждаемся, принимая Божье терпение и любовь за медлительность. Он удерживает Свой суд, ибо хочет, чтобы все покаялись (ст. 9).
Второе послание Петра – одна из самых ранних книг Нового Завета, и авторство ее в силу многих причин считается сомнительным. Поэтому многие библеисты полагают, что данный отрывок был написан, чтобы как-то «объяснить» не свершившееся второе пришествие. Для этих ученых данный отрывок подтверждает их теорию о том, что изначально Христос и Его последователи ожидали скорого пришествия вечного Царства. Но когда этого не произошло, христианство стало религиозным институтом, церковной организацией, более обеспокоенной обеспечением своего служения, нежели ожиданием нового века и вечного Царства.
Этот отрывок действительно сложен для понимания. Когда нам обещается, что возвращение Господа «близко» и что Он придет «вскоре», используются слова, которые мы расцениваем как обстоятельства времени. «Близко» – значит, рядом, невдалеке. «Вскоре» – значит, скоро, быстро, недолго. Не думаю, что дан-ное послание пытается вложить в эти слова иной смысл. И все же не стоит строить свои вычисления, опираясь на их буквальный смысл, – так недолго и прийти к выводу, что Господь и вправду «медлит исполнением обетования», и тогда мы с вами окажемся в числе упоминаемых апостолом Петром «ругателей».
Нам с вами полезнее помнить, что это обетование не человеческое, а Божье, и Его восприятие времени отличается от нашего. Помимо этого, мы не можем вычислить время Его пришествия, ибо «придет же день Господень, как тать ночью» (ст. 10), то есть как вор, нежданно, без предупреждения. Наконец, нам нужно понять, что долгое ожидание суть доказательство не безразличия или «медлительности» Господа, а Его любви и терпения, цель которых – спасение человечества.
Так что, до известной степени, в ожидании пребываем не только мы. Господь тоже ждет (см.: Berkouwer, The Return of Christ, p. 124). Он все еще удерживает суд, который покончит с нынешней землей и небесами и приведет им на смену новую землю и новое небо. Мы живем в промежутке между двумя пришествиями; ныне время нашего служения, день благодати, – последняя возможность для каждого пробудиться и дать свету Христову засиять в своей душе.
Господь желает всем спасения, и мы должны печься и молиться о том же. Нам должно молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:2–4). В обществе, где царит порядок, проповеди Евангелия не чинятся препоны, и каждому дается возможность обратиться к Христу. Этого и желает Господь.
Никто не знает точного дня Христова возвращения. Никто не знает, почему прошло уже столько времени, а Он все еще не пришел. Единственное, в чем мы можем увидеть смысл продолжения истории человечества и отдаления Христова пришествия, – это Божье сострадание и наше служение.