Мы живем в «последние дни» – так Писание называет время между вознесением Христа и Его возвращением (Деяния 2:17; (Евреям 1:2). Великий дар последнего времени – Дух Святой. Сошествие Духа – признак начала последних дней (Иоиль 2:28; (Иезекииль 37).
Святой Дух обитает в детях Божьих, вместе составляющих храм Божий (1 Коринфянам 3:16; (Ефесянам 2:22; (1 Петра 2:4,5). Мы – обитель Бога в нынешнем мире. Дух Божий дает народу Божьему все необходимое для выполнения его великой миссии. Он дает нам силы переносить искушения и преследования (вот еще признаки последних дней), и Он же дарует нам победу, помогая «все преодолевать».
Дары Духа наполняют церковное и миссионерское служение духовной силой. В Новом Завете есть три отрывка, где перечислены эти дары: (Римлянам 12:6–8; (1 Коринфянам 12; (Ефесянам 4:11). Но не стоит воспринимать это перечисление как полный, исчерпывающий список даров Духа в ранней Церкви. Господь распределяет особые дары Духа (греч. charisma – «божественный дар», «милость») в соответствии с потребностями момента, молитвами верующих и Своей волей. Тем не менее каждый христианин получает три основных дара, необходимых для христианской жизни и исполнения своего предназначения: веру, надежду и любовь. Величайший из этих даров – любовь (1 Коринфянам 13:13; (Колоссянам 1:4,5). Именно эта любовь и есть мера всех других даров (1 Коринфянам 13).
Дух Святой Своим присутствием в нашей нынешней жизни связывает нас с нашей будущностью в вечности. Становясь «причастниками Духа Святого», мы вкушаем «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евреям 6:4,5). Имея Духа Божьего ныне, в Нем мы имеем залог всех будущих благ (Ефесянам 1:14). Воскресший Христос – первенец из умерших, первенец искупленного человечества – ныне пребывает одесную Бога. Дух – первенец мира грядущего – ныне пребываете нами (1 Коринфянам 15:23; (Римлянам 8:23).
Ныне, в «последнее время», мы выполняем свою миссию, зная, что ждать уже недолго. Мы чувствуем, что конец близок, не оттого что нам известны времена и сроки, а оттого что мы знаем о великих событиях, уже происшедших. Наша человеческая природа уже на небесах, а Дух Божий уже на земле. Уже свершился обмен кольцами, и торжественные обеты уже произнесены. Небеса и земля вскоре сольются воедино, и близок миг нашего вечного единения с Богом (Откровение 21:3-4).
Наша жизнь во Христе (то есть жизнь наша в той мере, в какой она ныне находится под водительством и освящением Духа Божьего) никогда не закончится. Это начало нашей жизни в вечности. Новая эпоха и будущая жизнь уже начались в нынешнем мире, ибо христианская «любовь никогда не перестает». И новое небо, и новая земля, и наши новые, преображенные тела будут созданы Духом Святым, – тем же Духом, что уже обитает в верующих.
Описание возвращения Христа
Ранние христиане не говорили о втором пришествии Христа, они говорили просто о пришествии. Слово «пришествие» (греч. parousia) никогда не используется для описания земного служения Христа, которое некоторые из нас называют первым пришествием. Единственная парусин – это то, чего мы ожидаем ныне. Но это не мешает нам говорить о первом и втором пришествии, как это делают некоторые. В конце концов, Писание действительно говорит о втором разе: «Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:28). И все же важно отметить, что ранняя Церковь говорила только об одной парусии, об одном пришествии Христа и что первые христиане воспринимали Господа как Грядущего.
Ранние христиане также говорили о «явлении» (греч. epiphaneia) Христа: «Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тимофею 6:14). Когда мы говорим, что ожидаем явления Господа, то имеем в виду, что ныне Он невидим нашему земному взору.
Для описания пришествия Христа Церковь использует и другое слово – «откровение» (греч. apokalypsis), как в отрывке: «Ожидая откровения Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 1:7 в переводе епископа Кассиана (Безобразова). – Примеч. пер.). В (Колоссянам 3:4 Павел пишет: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (греч. слово, использованное здесь, можно переводить как «явится» и как «откроется». – При-меч. пер.). В других отрывках Библии может говориться о том, что Христос открывает нечто другое (Откровение 1:1), но в этом месте сказано, что Господь открывает Себя. Это подразумевает, что ныне Он сокрыт. Он здесь, но скрыт от глаз, как и Его слава. Когда слава Его будет явлена, откроется и наша слава.
День
Однако наиболее часто христиане говорили о втором пришествии как о «дне», подобно тому как и Ветхий Завет говорил о «дне Господнем». В Ветхом Завете «день Господень» означал тот день, когда Бог восстанет и расставит все по своим местам. Пророки предупреждали, что это будет страшный день, судный день (Иоиль 2:31, цитируется в (Деяния 2:20). В Новом Завете этот день принадлежит Господу Иисусу.
В Евангелиях Господь говорит о «дне Сына Человеческого», дне Божьего суда, когда Сын Человеческий будет судией. Христос всегда называл Себя «Сыном Человеческим», отчасти для того, чтобы скрыть до времени Свою сущность, отчасти для того, чтобы отождествить Себя с нами. Но, называя Себя Сыном Человеческим, Он давал понять, что Он Тот, на Кого указывал пророк Даниил, говоря о Грядущем на облаках (Даниил 7:13; (Матфей 26:64). Сей Иисус, Сын Человеческий, получил от Бога «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Даниил 7:14).
«День Сына Человеческого» – последний день, судный день, в который всем станет ясно, Кто такой Иисус Христос. Но для многих это будет запоздалое прозрение. Посему мы должны уже сейчас хранить Ему верность и бодрствовать в молитвах, чтобы, преодолев искушения последних дней, «предстать пред Сына Человеческого» (Лука 21:36), приветствовать Его как победителя и дать Ему отчет в том, что миссия наша выполнена.
Иногда Новый Завет просто говорит о «дне» (1 Фессалоникийцам 5:4; (1 Коринфянам 3:13), и становится понятно, что подразумевается день пришествия Господа. «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тимофею 1:12). «Оный день» – день суда, в который все, жаждущие Его явления, получат венец правды (2 Тимофею 4:8). День, который ветхозаветные пророки называли днем Господним, теперь называется «днем Христа Иисуса» или же «днем Христовым» (Филиппийцам 1:6,10; 2:16).
Как тать ночью
Пришествие Господа наступит нежданно и многих застанет врасплох. Должно быть, Господь был первым, кто сравнил это событие с ночной кражей: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы…» (Матфей 24:43, также см.: (Лука 12:39). Это сравнение не подразумевает, что между Христом и вором есть нечто общее, но возвращение Христа – событие, которое мы не можем предугадать и вписать в свой ежедневник, как и не можем заранее назначить день и час, когда нас ограбят.
Очевидно, многие ученики Христа нашли это сравнение удачным: мы находим его в посланиях Павла, Петра и Иоанна. Павел пишет: «День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фессалоникийцам 5:2). Но мы не боимся его наступления, ибо уже живем как «сыны [и дочери] дня» (5:5); мы уже перешли от тьмы греха к свету Божьего спасения.
И апостол Петр предупреждает нас, что «придет же день Господень, как тать ночью» (2 Петра 3:10). В обоих отрывках наступление дня сравнивается с тем, как вор украдкой пробирается в дом. И это отчасти похоже на пришествие Господне, с тем только исключением, что «оный день» принесет суд нечестивцам.
В Откровении Господь предупреждает церковь в Сардисе: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (3:3). Здесь тоже говорится о пришествии и суде, но не стоит приписывать все слова судному дню и полагать, что единственный суд, грозящий нераскаявшимся, – это «оный день», и нет иного суда Божьего. В (Откровение 16:15 среди описания сцен страшного суда раздается глас Господень: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий».
День Господень невозможно точно предугадать. На ничего не подозревающих нечестивцев суд Божий обрушится внезапно. Вот почему фраза «как тать ночью» так прочно вошла в словарь христианской Церкви. Церковь Христова ожидает и бодрствует, предупреждая весь мир о грядущем суде.