«Утвержденная Богом программа будущих событий» – подзаголовок небольшой книги Чарлза Райри «The Final Countdown». Удивительно, что Чарлзу Райри и его соратникам Божий замысел виден совершенно ясно, тогда как ангелам и пророкам здесь понадобились бы очки, а простые смертные и вовсе застыли бы в оцепенении. Но именно в этой категорической уверенности и кроется секрет популярности дарби-скофилдской системы.
Рисуя линию грядущих деяний Божьих, диспенсациональные премилленаристы начинают с книги Даниила. Сон царя Навуходоносора –первый намек на грядущие события. Истукан символизировал четыре империи в порядке убывания их славы. Во время четвертой, Римской империи, будет установлено царство Божье. Каждый из нас знает, что Мессия родился, когда римский император «кесарь Август выдал повеление сделать перепись по всей земле» (Лука 2:1). И каждый из нас сказал бы, что Даниил говорил о приходе Христа. Рождение Младенца означает, что мир с небес пришел на землю, настало время установить небесное Царство на земле. Но диспенсационалисты с нами не согласятся. Райри пишет: «Вполне очевидно, что в Свое первое пришествие Христос не установил царство даже в Палестине, не говоря уже обо всей земле. Следовательно, мы вынуждены прийти к заключению, что царство будет установлено во время Его второго пришествия».
Итак, восстановление царства для Израиля происходит, когда Христос возвращается, дабы воссесть на престоле в Иерусалиме. Это «проясняется» с помощью Даниил 7. Четвертый зверь, соответствующий четвертой империи из гл. 2, имеет десять рогов, подобно тому как у истукана в гл. 2 было десять пальцев. Это означает десятерых царей, которые произойдут из четвертой – Римской – империи. Может показаться, что от десяти императоров Рима к союзу десяти европейских государств и нынешним усилиям по объединению Европы – немалый скачок, но именно такова трактовка толкователей этого пророчества. Европейские страны объединятся, чтобы создать союз десяти государств – возрожденную Римскую империю.
Большинство нынешних «специалистов» по пророчествам утверждают, что современный Евросоюз – ступень к созданию будущей «империи зла». И малый рог, который «покорит трех царей» и «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (7:8,24,25), суть антихрист. Он будет руко-водить Европой, возможно, из Рима. Три народа не захотят присоединиться к нему по своей воле, и он заставит их подчиниться силой. Другие семь народов присоединятся к нему добровольно. Итак, зверь, антихрист, «будущий фюрер», как называет его Хол Линдси, имеет десять рогов и семь голов (Откровение 13:1). И сатана воспользуется этим возрожденным римским императором для совершения чудес и знамений. Этот новый вождь будет править миром, и все будут поклоняться ему. «И они [святые] преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Даниил 7:25). По расчетам диспенсационал истов это означает, что в течение половины семилетия (1+2+?) он будет притеснять, преследовать и убивать еврейский народ.
Семь лет
Изучающие пророчества в рамках дарби-скофилдской традиции единодушны в учении о семи годах беспрецедентных бедствий. Они довольно часто и весьма уверенно говорят об этом семилетнем периоде, даже пишут фантастические романы, события которых разворачиваются в это время. Видя их уверенность, каждый может предположить, что учение о семи годах ясно и недвусмысленно дается в Писании. На самом же деле эта цифра берется из спорного, но не лишенного оригинальности прочтения Даниил 9:27. Получив это число, они тут же вмещают все скорби и страдания из высказываний Христа о последних днях (Матфей 24; (Марк 13; (Лука 21) в эти семь лет. Они фактически воспринимают слова «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне» (Матфей 24:21) как обозначение этого семилетнего периода. Во время этой «великой скорби» будет править антихрист. В течение семи лет – или половины семи лет, если верить другим источникам, – люди будут обязаны носить на себе цифру 666, печать зверя, если они хотят быть принятыми обществом. В контексте подобного прочтения Откровение 6–19 читается как список катастроф, которые должны произойти в эти семь лет.
Если их толкование Даниил 9:27 неверно, то в корне рушится весь ход событий, определенный диспенсационалистами по пророчествам.
В Даниил 9 ангел Гавриил приносит Даниилу Божий ответ на его молитву о спасении Израиля:
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя»
(Даниил 9:24–27).
Особое толкование вышеприведенного отрывка лежит в основе всего «плана событий последних дней» в том виде, как он представлен Скофилдской школой.
Семьдесят седмин – семьдесят раз по семь лет, если только это не символическое число, обозначающее полноту. В эти семьдесят седмин свершится Божий замысел искупления Израиля. Полностью замысел этот изложен в ст. 24, в шести кратких словосочетаниях, три из которых говорят об устранении греха, а другие три – о восстановлении праведности. Первые три – «[дабы] покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония», а последующие три – «[дабы] приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». В этих словах каждый может узнать описание подвига Христова на кресте, Его победы над грехом и приобретения Им праведности для верующих в Него.
Последнюю фразу – «помазан был Святый святых» – сложно точно истолковать. Если она относится к месту (в этом случае более точный перевод должен быть «помазана была святая святых»), то это может быть:
• новый народ как храм Божий;
• новый Иерусалим;
• тысячелетний храм – в том виде, как говорят о нем премилленаристы.
Если же «Святый святых» относится к человеку, значит эти слова – о Мессии.
Период из семидесяти седмин разделен натри этапа: семь седмин, шестьдесят две седмины и одна седмина (7+62+1=70). После слова о возвращении изгнанников домой пройдет семь раз по семь лет (7 х 7), прежде чем восстановлены будут храм и город с улицами и стенами, хотя это будет в неспокойные времена. Через шестьдесят две седмины (62 х 7 лет = 434 года) «предан будет смерти Христос». Здесь все единодушно соглашаются, что речь идет о крестной смерти Христа. Затем город будет разрушен «народом вождя, который придет» (ст. 26). Это, вероятно, относится к разрушению Иерусалима Титом и его римскими легионами в 70 г. н. э.
О последней седмине говорится в ст. 27: «И он утвердит завет для многих на одну седмину» . Здесь не сказано, кто такой «он». Диспенсационалисты полагают, что это римский правитель, но уже не тот, что разрушил город (ст. 26). Они говорят, что «он» – это антихрист, которому надлежит прийти из Рима. Он заключил завет со «многими», то есть с «верующими евреями» (!) на период в семьлет. Но «в половине седмины прекратится жертва и приношение» (ст. 27). По мнению диспенсационалистов, это означает, что возобновившееся служение в восстановленном храме будет запрещено мировым диктатором. Этот антихрист обоснуется в Иерусалимском храме, как Бог, и настанет «мерзость запустения»: он начнет самые беспощадные гонения в истории человечества. Это будет продолжаться три с половиной года, после чего придет Христос, дабы установить тысячелетнее царство.
И все же здесь есть один момент, простой и невероятный одновременно: эти последние семь лет Божьего пророческого замысла отделены от предшествующих 483 лет (69 седмин = 69 х 7 = 483 года) эпохой Церкви. Между ст. 26 и 27 существует пробел, по крайней мере, в девятнадцать веков. Ведь если следовать диспенсационалистам, последняя седмина начнется, когда Бог завершит Свой труд в Церкви и вновь обратится к израильскому народу.
Следовательно, эти семь лет – время великой скорби. Но истинных христиан уже не будет на земле: они будут взяты на небеса при восхищении Церкви, перед началом последней седмины. А когда семь бедственных лет закончатся, Христос придет на гору Елеонскую и воссядет на престоле Давидовом в Иерусалиме на тысячу лет, которые диспенсационалисты называют миллениумом.
Я не собираюсь оспаривать их толкование семидесяти седмин. Указанные стихи довольно сложны для понимания, несут в себе много загадок и многих сбивают с толку. Над их толкованием трудится масса специалистов.
Гавриил говорит Даниилу о семидесяти седминах почти сразу после того, как Даниил вопрошает о семидесяти годах вавилонского пленения, предсказанного в книге Иеремии (25:11; 29:10). Но «семьдесят», равно как и «семьдесят седмин», – округленные цифры. Вавилонское пленение и возвращение из Вавилона происходили волнообразно. Нам, западным исследователям, трудно найти точный промежуток в семьдесят лет между датами пленения и возвращения. Я полагаю, что такова же и ситуация с семьюдесятью седминами в Даниил 9. Этот отрывок дает нам приблизительное указание на время, которое Бог установил между возвращением из Вавилона и свершением Своего искупительного труда и суда, на которые указано далее, в ст. 24. В ст. 27 «он», заключающий завет со многими или (другой вариант перевода) «утверждающий завет для многих», предположительно – антихрист, который должен прийти из Рима. Но здесь может подразумеваться и Мессия, Христос, Который полагает конец жертвоприношениям, и чья смерть ведет к гибели Иерусалима. Завеса в храме была разодрана – знак того, что храм выполнил свое предназначение.
Конечно, Мессия не принесет c Собой «мерзость запустения». Но перевод этой фразы неясен. В одном из английских переводов (NRSV) читаем: «Он заставит жертву и приношение прекратиться, и вместо них будет мерзость, приносящая опустошение, доколе предопределенный исход не постигнет опустошителя». В других переводах – JB, NEB, в переводах на другие языки, включая самый старый перевод Ветхого Завета, Септуагинту, – предпочтение отдается мессианской трактовке ст. 27. В соответствии с ней, именно Мессия полагает конец жертвоприношениям и бывшее святилище оскверняется и разрушается.
Пророчество о «семидесяти седминах» говорит о промежутке между освобождением из вавилонского пленения и жертвенной смертью Мессии и полным разрушением храма и города. Читателю решать, склоняться ли ему к мессианскому прочтению данного отрывка или к трактовке Скофилда и его последователей.
Но не следует превращать этот отрывок в краеугольный камень неких проекций на будущее.
Однако последователи дарби-скофилдской школы полностью уверены в «Последних семи годах» – таково название романа Кэрол Бализет, выпущенного в 1978 г. По ее мнению, 1995 г. был первым годом последней седмины. Наравне с «миллениумом», «семь лет великой скорби» – один из наиболее часто упоминае-мых периодов в схемах грядущих событий, построенных диспенсационалистами в соответствии с их прочтением пророчеств. Но не забывайте, что их учение о «седминах» довольно непрочно основано на одном отдельном отрывке, который большинство библейских переводчиков и комментаторов толкуют иначе.