Те, кто ожидает перед пришествием Господа явления истинного антихриста – зверя, потребующего поклонения и славы, которых достоин лишь Бог, ожидают и пришествия великой скорби – страданий, которые превзойдут по своим масштабам любые прежние гонения.
Этого ожидают и диспенсационалисты, но большинство из них, особенно «предвеликоскорбные», полагают, что истинные христиане избегнут великой скорби. Согласно их учению, в течение семи лет великой скорби Божья ярость изольется на мир, и Господь покарает Израиль, а христиане будут восхищены до того, как адские силы вырвутся на свободу. Последователи многих других христианских течений – премилленаристы и амилленаристы (которые вообще не верят в отдельную эпоху тысячелетнего царства благоденствия) – считают, что перед пришествием Христа все достигнет своего пика, включая гонения и страдания христиан.
Реформатские богословы, наравне со своими коллегами из основных евангельских течений, не столь точны и подробны в описании событий последних дней, как премилленаристы, но они по большей части сходятся во мнении, что все станет совсем плохо, прежде чем засияет свет в конце тоннеля. Прочтите, к примеру, это длинное высказывание из книги Германа Бейвинка: «Писание ясно учит, что у власти антихриста есть своя история и что власть эта проявляет себя в разные времена по-разному, но в конце концов она откроется во всеобщем отступничестве [отходе от веры] и разрыве всех естественных и нравственных связей, которые ныне сдерживают подобное отступничество, а затем воплотится в мировой империи, которая воспользуется лжецерковыо и прославит себя через превозношение и обожествление своего предводителя – главы империи» (Herman Bavinck, The Last Things, p. 114).
Я не оспариваю мнение тех, кто ожидает наступления эпохи последних страданий и окончательного, великого явления антихриста, но все же я верю, что стоит подготовиться и к иному развитию событий.
Страдания, не имеющие себе равных?
Название «великая скорбь» взято из слов Христа: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матфей 24:21). В иных переводах «великая скорбь» названа «великим несчастьем» или «великим страданием».
Для наших коллег (сторонников «предвеликоскорбного» учения, премилленаризма или диспенсационализма) «великая скорбь» обозначает семилетний период, который последует за восхищением Церкви. Они верят, что предсказания многочисленных ветхозаветных пророчеств сбудутся именно в этот семилетний период. (См., напр.: J. Dwight Pentecost, Thy Kingdom Come, p. 329–331, где автор перечисляет более ста ветхозаветных текстов, имеющих отношение к великой скорби.) Последователи дарби-скофилдского богословия рассматривают (Откровение 6–19 как перечень событий, которые свершатся во время великой скорби в течение семи лет (см. комментарии и примечания к Откровение 4:1 и 7:14 в новом издании скофилдской Библии). Это означает, что Откровение не содержит послания для первых поколений, читавших эту книгу. Да и вообще, эта книга мало что говорила любому читателю, доколе Дарби не открыл всем нам истинный замысел и план грядущего, который ныне популяризируется и получает распространение благодаря Холу Линдси и иже с ним.
Я полагаю, что эта вся система семилетней скорби не основана на Писании, а приписывается ему и видится в нем сторонниками данной системы.
Страдания или скорбь – часть христианской жизни, и это не случайно, это неотъемлемая часть пути к спасению. Господь предупреждал, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22). Слово «скорби» в данном отрывке – это перевод греческого слова thlipseis, которое использовано также и в (Матфей 24:21 в словосочетании «великая скорбь» (греч. megale thlipsis). В (1 Петра 4:12 мы читаем: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». У нас намного больше оснований подозревать нечто странное, когда в церкви тишь и благодать, нежели, когда она подвергается нападкам и гонениям.
И все-таки, возможно, Христос предсказывал Своим последователям страдания, которые превзойдут все прежние. Он сказал, что это будут страдания или скорби, каких «не было от начала мира доныне, и не будет» после (см.: (Матфей 24:21).
Но не использовал ли здесь Христос гиперболу – преувеличение, столь свойственное еврейской литературной традиции? Когда в земле египетской умерли все первенцы, был «вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более» (Исход 11:6). О благочестии Езекии написано: «Такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4 Царств 18:5). Но это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь в той же книге сказано о царе Иосии:
«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему»
(4 Царств 23:25).
Подобные примеры приведены в работе Гари Демара. (См.: Gary DeMar, Last Days Madness, the Folly of Trying to Predict When
Christ Will Return, p. 74, 75.) Однако Демар приходит к выводу, что все предсказания из (Матфей 24 свершились при разрушении Иерусалима, – лично я не осмелился бы это утверждать.
В истории христианской Церкви и еврейского народа были времена, когда горе было столь велико и страдания столь сильны, что по любым меркам – хуже некуда. Просто прочитайте Плач Иеремии, книги Маккавейские или книгу Эли Уизел, выжившей после нацистского геноцида, чтобы понять, через что пришлось пройти еврейскому народу. Или прочитайте «Книгу мучеников» Фокса, чтобы узнать, какие страдания пережила христианская Церковь. Были и продолжаются жестокие гонения христиан в последнее десятилетие XX века и в наши дни. Довольно подробное исследование приведено в книге Пола Маршала «Их кровь взывает».
Однако вполне вероятно, что может прийти время, когда гонения достигнут мировых масштабов и страдания будут поистине непревзойденных масштабов. Мы не вправе утверждать, что этого не будет. Но мы не вправе и настаивать на том, что это должно произойти.
Последнее явление антихриста?
То, что Писание говорит об антихристе, необходимо воспринимать сквозь призму ожидания Господа. Наше первое упование – ожидание Его пришествия. Нам надо бодрствовать и уметь распознавать антихристов и антихристианские проявления, но мы не можем допустить, чтобы исследования, предсказания и гипотезы об антихристе заботили Церковь более всего остального.
Различные отрывки Нового Завета проникнуты общей идеей: Господь придет нежданно, без предупреждения, подобно тому как вор без предупреждения пробирается в дом. Мы заблуждаемся, когда используем приход антихриста (как бы мы ни представляли себе его воплощение или окружающие его явление события) как повод утверждать, что пришествие Христа пока еще не может состояться. Единственным разумным доводом долготерпения Божьего можно считать провозглашение Евангелия, и никто не может определить меру или предел, после которого наступит конец. Апостол Павел уже тогда полагал, что Евангелие приносит плод «во всем мире» (Колоссянам 1:6).
Можно допустить, что мы или последующее поколение станем свидетелями явления беззаконника, чье нечестие превзойдет злодеяния всех кровавых антихристов, что оставили след на страницах всемирной истории. Мы не вправе сказать, что этого не может быть, но и не должны удивляться, если этого не произойдет.
Теперь, изучив положения диспенсационалистов о восхищении, антихристе и великой скорби, перейдем к следующей главе, чтобы более подробно рассмотреть их учение о миллениуме – тысячелетнем царствовании Христа на земле.