Во-вторых, подобно тому, как человек может убедить себя в необходимости любить других людей благодаря нелицеприятному исследованию своего сердца и путей своей жизни, таким же образом он может приложить все старание для того, чтобы сделать свой дух кротким и сострадательным, посредством размышления о том, что и сам он подвержен искушениям, духовно беспомощен и должен беречься, «чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12). Таково было правило апостола Павла, написавшего галатам: «Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Галатам 6:1).
Не угождайте себе ложным представлением о христианской ревности, предполагая, что оно может оправдать вашу неуместную суровость. Поступайте со своими ближними так, как вы поступили бы со своей собственной рукой, если бы она была вывихнута. Вы нежно и мягко постараетесь ее вправить, чтобы устранить вывих. Подобным же образом помните о том, что в духовном смысле вы сами тоже можете подвергнуться искушению.
Некоторые христиане склонны к порицаниям и оскорблениям больше, чем к внимательному и заботливому попечению и духовному исправлению человека. И поэтому их упреки не смягчены елеем, необходимым для того, чтобы, обличая, не разбить, образно говоря, при обличении и голову своему ближнему. Но эти упреки смешаны с желчью и уксусом, чтобы оставить во рту обличаемого привкус горечи. Однако, всякий раз, когда ты смотришь на немощи других людей, прежде чем вынести им приговор, подумай о себе, и тогда тебе придется даровать своему ближнему такую любовь, какую ты хотел бы иметь для себя, как об этом справедливо говорит латинское изречение: «Veniam petimusque damusque vicissim» (Мы даруем снисхождение другим и ходатайствуем о снисхождении к себе своим собственным образом жизни).
Если человек нуждается в том, чтобы братья любили его, то пусть он не сочтет за труд взаимно дарить им свою любовь. Если он знает о своих собственных немощах и духовной слабости, то, несомненно, ему следует предположить, что подобное искушение может встретиться и на его пути и, возможно, он ему уступит. Он должен знать, что для рождения греха не нужно ничего, кроме случая и искушения, подобно тому, как для возникновения пожара достаточно иметь огонь рядом с порохом.
И, поистине, тот, кто не имеет ни малейшего желания дарить свою любовь духовно неутвержденному и немощному брату, сам окажется в бедственном положении: он будет искать у других то, чего сам не желал бы давать другим. А об источнике немилосердного и сурового обращения с ближними говорится в Послании апостола Павла к Галатам: «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Галатам 6:3). Поскольку все смертные люди – это совершенное ничто, суета, более того – полная суета и «…все они вместе легче пустоты» (Псалом 61:10), потому тот, кто хотел бы казаться чем-то, и даже кажется самому себе лучше других, – обманывает сам себя. Отсюда и наши вспышки ярости, отсюда наша надменная суровость.
Каждый человек предполагает, что обладает в себе некоторым превосходством над другими людьми. Стоит же ему избавиться от гордости – ив его сердце придет христианская любовь, а ее спутницей будет скромность. Однако мы выставим себя на посмешище и будем только обольщать самих себя, если будем строить свой авторитет на притворном усердии, поскольку, таким образом, будем строить на пустом и гнилом основании самой грубой, лукавой и огромной лжи, на самообольщении пустотой.
Апостол Павел дает нам против такого самообмана отличное средство в следующем тексте: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» ((Галатам 6:4). Слова эти достойны того, чтобы Учитель Церкви утвердил и закрепил их в сердцах всех христиан подобно тому, как в стену забивают гвозди (Екклесиаст 12:11). А когда в сердце забивается такой гвоздь Божьей истины, он выбивает оттуда всякую нашу надменность.
Причина наших духовных крушений заключается в том, что мы сравниваем себя с самими собой, а это неразумно (2 Коринфянам 10:12). Ибо мы не знаем своей истинной цены, и по этой причине переоцениваем себя. Мы, образно говоря, повышаем цену своей личности согласно курсу на рынке своего сердца. Мы измеряем себя похвалами или мерками другого человека и строим свою самооценку за счет презрительного отношения к другим людям. И мы тем более будем неприятны другим людям, чем больше угождаем себе. Но апостол говорит, чтобы каждый человек испытал свое собственное дело, исследовал свою собственную совесть, сопоставил себя с совершенным Божьим законом и тогда, если такой человек обнаружит, что все в порядке, он действительно будет иметь похвалу только в себе (Галатам 6:4).
Но та твоя самооценка, которую ты делаешь, сравнивая себя с другими людьми, не дает тебе представления о твоей реальной ценности. Для того чтобы узнать себе истинную цену, нужно спуститься с высоты своих кажущихся успехов на землю. И тогда, если ты испытываешь себя и свое дело таким образом, тебе придется, в первую очередь, осудить себя самого, и благодаря этому ты обретешь похвалу, достойную себя, то есть совсем ничего. Ибо каждый человек понесет свое собственное бремя (Галатам 6:5), когда явится пред судилищем Божьим. В суде Господа не будет места для таких вводящих тебя в заблуждение вымыслов и сравнений.