«Я с вами во все дни до скончания века»
(Матфей 28:20).
Он оставил свое сердце в Африке, но тело его находится в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. После его смерти туземцы осторожно вынули из него сердце и похоронили в земле, которую он так любил. Затем тело на корабле перевезли в Англию для захоронения. Его звали Дэвид Ливингстон. Он родился в Блентишайере, шотландском городе мельниц, где прошло все его детство.
Когда мне исполнилось двадцать лет, у меня появилась прекрасная возможность посетить место рождения этого великого исследователя и врача-миссионера. В маленькой квартирке, в которой он вырос, сейчас находится музей. В качестве экспонатов выставлены антикварные и памятные вещи, связанные с пребыванием Ливингстона в Африке. Я никогда не забуду написанную уверенной рукой страничку из дневника, проникнутую огромным чувством одиночества и боли, которые он испытал после смерти своей жены. Хотя эта страничка пожелтела с годами, не ветхость ее вызвала у меня слезы. Причиной этому были следующие слова: «О, моя Мэри, с тех пор, как нас отнесло волной в Колобург, как часто мы мечтали с тобой о безмятежной жизни, и теперь ты ушла в лучшую обитель, к ниш дом на небесах».
Что придавало силы мужчинам и женщинам, которые покинули свои семьи, комфортные условия и отправились в другую страну ради благовестия Евангелия, как это сделал Ливингстон? Точнее, что удерживало Ливингстона там, в то время как он мог спокойно жить в родной Шотландии, работая врачом?
«Для меня не представляет ценности ничего, что у меня есть, если оно не имеет никакого отношения к Царству Божьему».
Ливингстон сам дал ответ на этот вопрос. Когда он вернулся в Шотландию после шестидесяти лет пребывания в Африке, его попросили выступить в университете города Глазго. Одна рука Дэвида была повреждена в результате схватки со львом. Его тело являлось прямым доказательством страданий, которые пережил этот миссионер после двадцати семи случаев перенесения лихорадки, характерной для обитателей джунглей. Его морщинистое лицо, смуглое от солнца, свидетельствовало о тяжелых испытаниях, которые ему довелось пройти в стычках с разбойниками и работорговцами.
Во время его выступления в зале царила тишина. Студенты понимали, что перед ними необыкновенный человек. «Хотите, я скажу вам, что было для меня опорой среди всех этих испытаний, трудностей и одиночества?» – спросил он. И продолжил: «Это – обещание, одно обещание Джентльмена, достойного великого уважения. Оно звучит так: «Я с вами во все дни до скончания века».
Когда Ливингстон умер, его тело нашли склоненным в молитвенной позе возле его кровати. Рядом лежал истрепанный Новый Завет, открытый на Евангелии от Матфея, глава 28. Возле 20-го стиха его рукой были написаны слова: «Слово Джентльмена».
Считал ли Ливингстон, что принес большую жертву во имя Бога? Конечно, нет. Он говорил: «Люди говорят о жертве, которую я принес, находясь столь длительное время в Африке. Может ли это считаться жертвой? Нет, это – компенсация Богу малой части огромного долга перед Ним, который невозможно выплатить до конца. Является ли мое служение жертвой, сулящей мне высочайшую награду в виде здоровья, душевного покоя и светлой надежды на прекрасную жизнь впоследствии? Подальше от таких мыслей. Это не жертва. Это, скорее всего, привилегия».
Когда тело Ливингстона провозили по улицам Лондона к месту захоронения в Вестминстерском аббатстве, какой-то человек горько плакал, не скрывая слез. Друг Дэвида поинтересовался, знал ли он Ливингстона лично. «Я плачу не по Ливингстону, мне жаль себя, – ответил тот. – Он жил и умер во имя определенной цели, а я прожил, жизнь совершенно бесцельно».
Девизом Ливингстона были такие слова: «Для меня не представляет ценности ничего, что у меня есть, если оно не имеет никакого отношения к Царству Божьему». Он жил по этому принципу.
Полезное чтение:
«Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
(Евреям 13:1-6).
Наблюдение и применение:
1. Истинное величие зависит не от ваших достоинств, а от исполнения воли Божьей в вашей жизни.