«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»
(Иоанн 3:3).
Я никогда не встречал этого человека, но когда в газетах написали о его смерти, наступившей в возрасте восьмидесяти семи лет, я почувствовал в себе грусть и опустошенность.
В молодости Малколм Магджеридж был очень остер на язык. Для него не имело значения, какое кто занимал положение в обществе или имел власть. Малколм называл британскую монархию «королевской мыльной оперой» и писал об американском президенте Дуайте Д. Эйзенхауре как об «изворотливом старом президенте». Когда Малколм начал издавать юмористический журнал «Удар» (Punch) в Лондоне, он писал в нем очень много вещей, вызывающих улыбку на лицах его читателей.
«В четырех Евангелиях он открыл новый мир».
В качестве молодого марксиста он отправился в Россию и прожил там два года. Затем вернулся для того, чтобы написать едкий бестселлер, осуждавший всю систему капиталистической власти. Магджериджа можно назвать блестящим мастером слова, циником, скептиком и либералом. Он мог проникнуться лицемерием и внешним лоском общества для того, чтобы достоверно описать все это. В скептический период своей жизни он решительно боролся со всем укладом западной жизни и ниспровергал идею Бога, благоговейно отзываясь лишь о науке и политике.
Позже он признался, что у него бывали минуты сомнения, когда он тайно от всех читал Библию. На самом деле, по его собственным словам, он читал эту книгу всю свою жизнь: когда был в Египте, Индии, СССР и, конечно же, дома, в родной Британии. В четырех Евангелиях он «открыл новый мир», который полностью отличался от жизни людей двадцатого столетия. В своей книге «Исповедь», написанной в возрасте восьмидесяти четырех лет, Малколм признался, что большинство отмеченных им в Библии мест касались страданий Христовых, а страницы, на которых они находились, имели «пятна от его слез».
Разносторонний жизненный опыт постепенно привел Магджериджа к сомнениям и оставлению скептицизма. Во время Второй Мировой войны он работал в Мозамбике на британскую разведку. Находясь в состоянии депрессии, молодой человек решил покончить с жизнью, пытаясь утопиться в реке. Он вошел в воду и поплыл на глубокое место, но вдруг увидел яркий свет, который заставил его повернуть к берегу. Малколм Магджеридж не утонул, но и не принял Христа в тот день.
Мать Тереза оставила заметный след в его жизни, потому что в примерах ее самопожертвования он увидел подобие Христа. Русские христиане, с которыми Малколм поклонялся Богу, также оказали на него сильное влияние. После общения с ними он написал: «Я должен быть ближе к Тебе, Иисус, в стране, где христианская вера безжалостно подавлялась вот уже полвека».
27 ноября 1972 года Магджеридж был принят в римо-католическую церковь, но этот день не был днем его покаяния. Этим шагом он лишь осуждал похоть и порочность людей, снова и снова подтверждая свою приверженность жизни своим протестом против абортов.
Сообщение о его смерти в одном из журналов заканчивалось такими словами: «На прошлой неделе в возрасте восьмидесяти семи лет оборвалась жизнь…» Нет, для Магджериджа жизнь только началась.
В своей книге «Христос и средства массовой информации» он написал: «Как и все пожилые люди, я часто просыпался ночью, находясь наполовину вне своего тела, так что мог видеть под простыней свою дряхлую, изношенную оболочку, которую я скоро оставлю и отправлюсь на небеса. Я видел далекое яркое сияние на небе, огни Божьего Города, описанного Августином». Тот далекий свет, который он видел тогда в виде небесного зарева, теперь уже стал реальностью для старого британского журналиста.
Как сказал Апостол Павел:
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»
(1 Коринфянам 13:12).
Малколм Магджеридж получил повышение, удостоившись попасть на небеса в возрасте восьмидесяти семи лет. Для него жизнь только началась.
Полезное чтение:
«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника»
(Деяния 9:1-43).
Наблюдение и применение:
1. Временами те, кто выступают против христианства, сами обращаются в христианскую веру.
2. Есть ли в Библии такие места, которые вам непонятны? Используете ли вы это непонимание в качестве оправдания вашей бездеятельности?
3. Никогда не придавайте большого значения вашим сомнениям и никогда не предпочитайте им. то, во что верите. Придерживайтесь того, что вы считаете истиной, и просите у Бога позволить вам расширять это основание.