«Вот, что глина – в руке горшечника, то вы – в Моей руке…»
(Иеремия 18:6).
Бертель Торвальдсен был великим датским скульптором и, возможно, одним из самых великих людей, которые когда-либо брали в руки стамеску и молоток. После окончания курса в Копенгагене он отправился в Рим, чтобы завершить там обучение. Кто-то когда-то саркастически заметил, что некоторые рождаются великими, а другие имеют навязанное им величие. Конечно же, Торвальдсен был среди первых. Даже его студенческие работы были превосходны. Они были настолько хороши, что казалось, могут ожить и заговорить.
Сегодня посещение Копенгагена не будет полноценным без экскурсии в большой музей искусств. Две работы из коллекции Торвальдсена, кажется, стоят выше всех остальных работ: «Лев Люцерны», сделанный из цельного камня в память о десяти швейцарских гвардейцах, которые были убиты, защищая французского короля в 1792 году, и «Христос с двенадцатью апостолами» – скульптурная группа, размещенная в двух местах Копенгагена.
«Господь изменяет нас Своими руками, но иногда Он берет в руки стамеску».
Как одинаковые скульптуры могли оказаться в двух местах одного и того же города? Посетите музей Торвальдсена, и вы увидите скульптуры Христа и двенадцати апостолов, где на месте Иуды находится Павел. Вы также можете увидеть такое же произведение искусства в соборе, находящемся недалеко от музея. Музейная скульптура прекрасна, но она не может сравниться с той, которая установлена в соборе. В музее стоит серая и обесцвеченная скульптура, а в соборе – блистающая ослепительной белизной.
Зачем же потребовалось выставлять две одинаковые скульптурные группы? На этот вопрос посетителей отвечают, что скульптура в музее сделана из глины, которая со временем впитывает в себя пыль, грязь, масла и различные примеси воздуха, постепенно приобретая цвет серой замазки. Соборная же скульптура сделана из чистейшего мрамора, который останется прекрасным на многие века.
Обычно я не докапываюсь до спрятанной сути, когда посещаю музеи, но, сравнивая блестящие мраморные фигуры Христа и апостолов с теми, что сделаны из глины, я не мог не задуматься о том различии, которое проводит Послание к Евреям, говоря о церквах земной и небесной. Одна сделана из глины, другая – из чистого мрамора.
Я не знаю, затрагивают ли эти слова ваше сердце так же, как мое, но я убежден, что многие люди никак не могут отвести глаз от глины, чтобы увидеть неподдельность мрамора. Павел, обращаясь к коринфянам, говорил о глиняных сосудах и о великом богатстве, которое мы в них имеем. Модель из глины невзрачна и невыразительна, но она послужила Торвальдсену основой для великого произведения искусства, воплощенного в мраморе, произведения искусства, сделавшего своего мастера героем.
Необходимо еще кое-что сказать о глине, то, что знает каждый ребенок: глина – мягка и пластична в руках скульптора, а с мрамором работать тяжело. Скульптор искусно делает форму из глины своими собственными руками, но когда дело доходит до мрамора, для того, чтобы камень выполнял приказы мастера, необходимы молоток и стамеска.
Много лет назад Иеремия, пророк времен Ветхого Завета, обратился к аналогии с глиной, когда описывал то, что Господь делал со Своими детьми в Израиле. И сегодня Господь изменяет нас Своими руками, но иногда Он берет в руки стамеску с тем, чтобы мы соответствовали Его плану и целям.
Вряд ли нам стоит рассчитывать на то, что святые люди сделаны из мрамора. Они изготовлены из глины с головы до пят. Однако в конечном счете, устояв во всех испытаниях, они обнаружат себя, сделанными из мрамора, на небесах.
Честно говоря, во время моего первого визита в музей Торвальдсена я был разочарован, когда увидел скульптуру Христа и учеников из глины, потому что еще не знал о существовании такой же композиции из мрамора. И было очень приятно узнать, что Торвальдсен сделал такую же, но мраморную скульптуру. Вспомните об этом, когда ученик, сделанный из глины, разочарует или огорчит вас в следующий раз.
Полезное чтение:
«Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.
И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца».
Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею.
Как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их. А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка; придите, сразим его языком и не будем внимать словам его». Внемли мне, Господи, и услышь голос моих противников. Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой.
Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу; да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне. Да будет слышен вопль из домов их, когда приведешь на них полки внезапно; ибо они роют яму, чтобы поймать меня, и тайно расставили сети для ног моих. Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их против меня, чтобы умертвить меня; не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим; да будут они низвержены пред Тобою; поступи с ними во время гнева Твоего»
(Иеремия 18:1-23).
Наблюдение и применение:
1. Господь использует несовершенные земные материалы для того, чтобы создать Свое совершенное вечное Царство.
2. Когда кто-то падает, мы говорим, что у него «ноги из глины», но на самом деле каждый имеет глиняные ноги и находится в стороне от благодати и милости Божьей, пока не поверит во Христа. Испытывали ли вы когда-нибудь в своей жизни разочарование? Как вы отреагировали на это?
Не ожидаем ли мы слишком многого от сегодняшних христианских лидеров? Как мы относимся к тому факту, что в последние годы столько людей обмануло наши надежды?