«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?»
(Матфей 5:46).
Когда одна крупная британская телекомпания решила сделать фильм о спортсмене 20-х годов, эксперты средств массовой информации прогнозировали, что она просто попусту потратит выделенные для этого миллионы. Но этим прогнозам не суждено было сбыться, потому что созданный ею фильм получил награду Национальной Академии искусств, и «Огненные колесницы» пробудили в сердцах зрителей что-то вроде поклонения его главному герою.
Как ни была хороша картина, она все же не смогла показать, каким прекрасным человеком был Эрик Лидделл. И дело не в том, что он был великим спортсменом, потому что, прежде всего, он был замечательным человеком, человеком с характером, прямым и честным. Фильм «Огненные колесницы» рассматривает события, которые относят Лидделла в Париж 1924 года, на проходившие там в то время Олимпийские игры. Личные убеждения и вера Лидделла удержали его от участия в состязании на «стометровке», в чем он специализировался, потому что этот забег был запланирован на воскресенье. Вместо этого Лидделл решил бежать 400 метров, и оказался в невыгодном положении, потому что вытянул по жребию неудобную внешнюю дорожку, где не было ни одного бегуна, который бы задавал ему темп. Несмотря на это, Лидделл победил и вернулся в родной Эдинбург героем.
В чем заключался его секрет. Он безоговорочно посвятил свою жизнь Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю.
Но история жизни Эрика Лидделла в тот момент только началась. Уклонившись от жизни международного чемпиона и одного из любимых сынов Шотландии, Лидделл решил идти по стопам своего отца и отправился миссионером в Китай. В 1925 году Лидделл начал свое служение в Англо-китайском христианском колледже. Он не прекратил заниматься бегом, и китайцы не могли понять странного англосакса, который время от времени бегал по улицам, переполненным людьми. Однако поскольку бег не воспринимался культурой этой страны, Лидделл прекратил тренировки. Тем не менее три года спустя, в 1928 году, он принял приглашение поехать в Японию для участия в пробеге на 400 метров. Пробежав дистанцию в своем собственном неподражаемом стиле, Лидделл оставил позади всех своих соперников и стал абсолютным чемпионом на глазах восхищенных японских болельщиков.
Зрители не знали, что корабль, на котором Лидделл должен был возвращаться в Китай, отходил через пятнадцать минут после окончания соревнований. Лидделл сбил с толку и болельщиков, и организаторов соревнований, когда, разорвав финишную ленту, он не остановился, а продолжил свой бег вдоль трибун, выбежав со стадиона к ожидавшему его такси, которое незамедлительно и доставило его в порт. Корабль уже отходил от пристани. В последнем рывке Лидделл пронесся вниз к пирсу и прыгнул на палубу корабля, когда тот находился от причала на расстоянии почти в пять метров.
По иронии судьбы Лидделл провел свои последние дни в Японии, но уже как заключенный. Когда вторжение японцев на территорию Китая стало неизбежным, Лидделл отправил свою семью домой, а сам остался продолжать свое миссионерское служение. Вскоре его арестовали и отправили в лагерь для военнопленных. Один знакомый Лидделла, находившийся в одном с ним концентрационном лагере, написал следующее:
«Эрик Лидделл умер за несколько месяцев до освобождения. Он был похоронен на маленьком кладбище на территории лагеря, где нашли свой последний приют все остальные заключенные, умершие во время интернирования. Я помню почетный караул, произведенный детьми из школ Чефу и Вейзейн. Никто из нас не забудет этого человека, полностью посвятившего себя Богу, поставив Его на первое место в своей жизни, человека, смиренная жизнь которого соединила крепкого и сильного атлета с излучающим благочестие христианином
В чем заключался его секрет? Он безоговорочно посвятил свою жизнь Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю. Эти отношения значили для него все. При мерцающем огне лампы, питаемой арахисовым маслом, он каждое утро изучал Писание и общался с Богом в течение одного часа, и так происходило изо дня в день. Как христианин, Эрик Лидделл хотел познать Бога насколько возможно глубоко, а как миссионер, он хотел, чтобы о Нем знали, как можно больше людей».
Такова достоверная история жизни Эрика Лидделла.
Полезное чтение:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий»
(Евреям 12:1-29).
Наблюдение и применение:
1. Господь почитает того, кто почитает Его.
2. Если бы Эрик Лидделл жил сегодня, как вы думаете, принял бы он участие в воскресных соревнованиях?
3. Тысячи профессиональных спортсменов соревнуются и играют по воскресеньям. Как же они надеются отдать все почести Богу посредством своей жизни?
4. Что вы чувствуете, когда слушаете публичное свидетельство какого-нибудь известного спортсмена?