«Бог небесный, Он благопоспешит нам» (Неемия 2:20).
Любой, кто когда-либо занимался строительным проектом, знает, что каким бы замечательным он ни был, в действительности он никогда не получается таким, как выглядел на бумаге. Я не знаю, слышал ли Неемия о «законе Мерфи», выраженном в формуле «все, что не удается, и не удастся». Пожалуй, должен быть какой-то эквивалент этого выражения на персидском языке, потому что человек, о котором я хочу вам рассказать и который жил приблизительно 2500 лет назад, испытал все это на себе.
Если вы читаете только Новый Завет, возможно, имя Неемия ничего вам не скажет, но одна книга Ветхого Завета, находящаяся между Книгами Ездры и Есфири, рассказывает историю о жизни этого великого человека и о том, чего он достиг в своей жизни. Она стоит того, чтобы быть прочитанной.
«Когда он сталкивался с опасностью, он молился и продолжал делать то, что считал правильным».
Неемия направлялся в Иудею с особой миссией от персидского царя Артаксеркса I. Ему было позволено восстановить стену вокруг Иерусалима после того, как она долгое время оставалась разрушенной от времени захвата Иудейского царства вавилонским царем Навуходоносором. Кажется, прекрасная возможность, не так ли? Наверное, по дороге Неемия рассуждал о своем новом проекте, который мог включать в себя и такие вещи, как насаждение в городе парка и клумб из диковинных цветов. Каждый был бы счастлив сделать это для любимого им города, не правда ли? Нисколько!
Неемия знал, что все будет совсем не так. Когда он прибыл в Иерусалим, он даже никому не сказал о своих намерениях, исследовав прежде состояние стены города под покровом ночи. Почему? Потому что знал, что немедленно возникнет противостояние его плану со стороны враждебных соседей. Наконец он собрал вместе все руководство города и раскрыл перед ними свои карты. Он упомянул о трудностях и опасностях, которые могут ожидать строителей из-за того, что город не окружен стенами, но в ответ услышал наивно детское: «Давайте скорее строить!»
Не один человек стремился воздвигнуть себе замок для жилья, но, столкнувшись с непреодолимыми проблемами реального мира, удовлетворился лачугой. Это называется «компромиссом» или отказом от простой мечты в обмен на что-то другое.
Как только Неемия начал воплощать проект в жизнь, он столкнулся с жестким сопротивлением со стороны местных политических противников, попытавшихся угрозами остановить его. Они отправили петицию к царю, чтобы прекратить строительство. Но так как это не помогло, и работа продолжалась, оппозиция решила поднять Неемию на смех: «Что это они строят? Пробежит лисица и разрушит их каменную стену» (Неемия 4:3). Так их недруги издевались над ними и высмеивали все их планы. Но они не перестали строить стену вокруг города!
Когда же стена была наполовину построена, враги предприняли военные нападения на мужественных строителей. Бесстрашный Неемия дал указание, чтобы одна половина людей продолжала строительство, а другая – отражала атаки. Тяжело им давалось такое строительство.
Наконец, несмотря на все трудности, стена была готова, и все были очень счастливы! Не так ли? Снова, нет! Дело в том, что по мере того, как росла стена, среди жителей города начали возникать различные недоразумения. Но посреди всех этих трудностей Неемия не отказался от своей идеи, не сдался, а всем проблемам нашел решение.
Товия и Санаваллат, главные противники проекта, видя, что все их противостояние напрасно, попытались обманом заманить Неемию на якобы деловую встречу. «Приди, – говорили они, – и встретимся в одном из сел на равнине Оно». Но действительно ли они искали возможности заключения мирного договора? Неемия понимал, что это лишь уловка, чтобы убить его. «Я занят большим делом; не могу прийти», – отвечал он (Неемия 6:3,4). Четыре раза приглашали его, и четыре раза он отказывался.
Благодаря непосильному труду и большим жертвам, ему удалось, вопреки всяким препятствиям, выстроить стены города и, кроме того, предпринять некоторые меры для улучшения положения народа.
Если бы Неемия жил сегодня, мы бы спросили его: «Какой урок ты вынес из всего этого?» Конечно же, он ответил бы нам: «Я узнал о том, что Бог чтит Свое Слово, и что не грех быть усталым и изнуренным. Грех – когда вы сдаетесь и предаете свои убеждения. Я узнал, что самыми большими врагами являются не те, кто по ту сторону стены. Самые большие враги – среди нас, и мы бы не устояли, если бы уступили тому, что было неверным».
Всю свою жизнь Неемия пребывал в молитве. Когда он сталкивался с опасностью, он молился и продолжал делать то, что считал правильным. Да даст Господь нам сегодня больше таких людей, как Неемия.
Полезное чтение:
«В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!
И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною. И пришел я к заречным областеначальникам и отдал им царские письма. Послал же со мною царь воинских начальников со всадниками.
Когда услышал сие Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов Израилевых. И пришел я в Иерусалим. И пробыв там три дня, встал я ночью с немногими людьми, бывшими при мне, и никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима; животного же не было со мною никакого, кроме того, на котором я ехал.
И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем. И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоему, но там не было места пройти животному, которое было подо мною, — и я поднялся назад по лощине ночью и осматривал стену, и проехав опять воротами Долины, возвратился.
И начальствующие не знали, куда я ходил и что я делаю: ни Иудеям, ни священникам, ни знатнейшим, ни начальствующим, ни прочим производителям работ я дотоле ничего не открывал. И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, — и укрепили руки свои на благое дело.
Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя? Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме»
(Неемия 2:1-20).
Наблюдение и применение:
1. Господь, Который давал силы Неемии, также даст силы любому человеку, который будет доверять Ему во всем, будь-то бизнес, учеба, церковь или семья.
2. Видите ли вы сходство между сегодняшними врагами Церкви и теми, с которыми столкнулся Неемия много лет назад?
3. В чем сила и достоинство жизни этого человека?
4. Зачем он исследовал стены под покровом ночи до того, как созвал собрание?