«Благословенна Ты между женами» (Лука 1:42).
«Почему вы умаляете роль Марии, когда рассказываете Рождественскую историю?» – спросил один из моих друзей несколько лет назад. Я долго размышлял над этим вопросом. Протестанты иногда обвиняют католиков в чрезмерном прославлении Марии, но можно ли прославлять Сына и игнорировать при этом слугу Господа, которым была Матерь Иисуса?
Кем была Мария? Насколько важна Ее жизнь в свете доктрины искупления? Чему могут научиться у Нее современные женщины?
Женщина праведная и прекрасная, которая сыграла важную и незаменимую роль в Боговоплощении.
Вы, конечно, понимаете, что Ее положение среди женщин со времен Евы и до сегодняшних дней было уникальным и неповторимым. Уже само это требует, чтобы мы еще раз посмотрели на Ее жизнь и достоинства, которые были так высоко оценены нашим Небесным Отцом, что Она обрела благодать у Бога, и Божественное соединилось с человеческим.
Позвольте задать вам вопрос. Что вы помните о Марии? Задумайтесь на мгновение. Да, вы знаете, что Она была девушкой, обрученной (обручение тех дней означало намного больше, чем сегодняшняя помолвка) с Иосифом. Вы помните основные события Рождественской истории. Но есть ли еще что-нибудь, особенно имеющее отношение к сегодняшним женщинам?
Я думаю, есть. Евангелист Матфей прослеживает родословную Марии от Авраама до Давида, указывая на Ее происхождение. Однако, перечисляя всю Ее генеалогию, Матфей делает очень важное замечание, когда пишет, что Иаков был отцом Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.
Обычно по правилам грамматики в том месте, где Матфей пишет: «Иосиф, муж Марии, от которой родился Христос» должно употребляться местоимение мужского рода – «от которого», но евангелист использует местоимение женского рода – «от которой» родился Христос. Матфей таким образом говорит о том, что нисколько не сомневается в том, что Мария была Девой. Поэтому и мы должны быть уверены в этом не только на основании предположений, но и на основании Писания, утверждающего, что у Иосифа не было никаких интимных отношений с Марией, пока она не родила Иисуса.
Существуют некоторые неясности по поводу того, насколько юной была Мария, возможно, лет двадцати или даже меньше, так как в те дни невеста должна была быть намного моложе мужа. Как решали все вопросы, связанные со свадьбой, нам не известно. Обручение или помолвка уже состоялось, было официально объявлено, что скоро Мария выйдет замуж за скромного плотника из города Назарет, где они жили.
Авторы Писания никогда не указывали деталей, из которых читатели могли бы сделать сложные и запутанные выводы. Они передавали самое главное. Так, Лука, врач из Сирии и автор третьего Евангелия, пишет: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лука 1:26-27).
Вот так все и началось. Когда стало ясно, что Мария имеет в чреве дитя, то, как говорит Матфей (1:19), «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел отпустить Ее». В конце концов, кто бы поверил в Ее историю о том, что Ангел Гавриил явился к ней? Кто когда-либо рожал ребенка, не забеременев от мужчины? Иосиф знал, как смешно все это будет выглядеть. Но так как он заботился о Ней и был праведным человеком, он хотел избавить Ее от публичного позора и осмеяния. Именно в этот момент Иосифу и явился ангел, убедив его жениться на Марии, которая зачала ребенка от Святого Духа.
Дорогой друг, посмотри по-новому на жизнь Марии. Ты увидишь женщину праведную и прекрасную, которая сыграла важную и незаменимую роль в Боговоплощении.
Полезное чтение:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лука 1:26-56).
Наблюдение и применение:
1. Божий акцент на чистоте и непорочности виден не только из утверждений, но и из примера жизни Марии, Матери Иисуса.
2. Уделите время для чтения отрывка, указанного выше, и составьте список особенностей, которые вы заметили в жизни Марии и которые хотели бы иметь в своей жизни.
3. Милость Божья дает прощение, возрождение и исцеление. Никогда не поздно начать жить так, как того хочет Бог, поэтому попросите Господа помочь вам воплотить особенности, присущие Марии, в вашей жизни.