Соединение политики и духовного может быть опасным делом для главы государства или главы церкви, особенно если обе главы покоятся на одной шее.
Английская Реформация началась в тот период, когда склонный к разводам король Генрих VIII объявил себя главой англиканской церкви, заменив собой папу. Но это не удовлетворило тех, кто хотел настоящего обновления. Пуритане понимали, что Генрих не захочет по-настоящему очистить церковь от «осколков папства», возвратив ее к Священному Писанию.
Дочь Генриха, королева Елизавета I, тоже была настроена против пуритан. Ее преемник, король Иаков I, на Хэмптонской дворцовой конференции грозился «выгнать их вон из этой страны». Но сын Иакова, Карл I, в этой борьбе потерял свою голову.
Карл родился в 1600 году и двадцатью пятью годами позже вступил на престол. Он был глубоко религиозным человеком с высокими моральными принципами, а также прекрасным мужем и отцом. Но он был упрямым монархом, преданным идее о божественных правах королей. Он взял жену-католичку и на должность Кентерберийского архиепископа назначил католика. Он преследовал пуритан, и тысячи из них бежали в Америку, оставшиеся же едва сдерживались, чтобы не выразить свое возмущение.
Карл долго правил без Парламента, но когда попытался провести в шотландской церкви реформы, его северное королевство восстало. Нуждаясь в деньгах и оружии, Карл наконец созвал Парламент. Однако новый Парламент ополчился на Карла даже больше, чем шотландцы, и когда Карл попытался арестовать его лидеров, началась гражданская война. Пуританские войска под предводительством Оливера Кромвеля в 1645 году при помощи шотландцев нанесли сторонникам короля поражение.
19 января 1649 года короля Карла судили. Судьи сидели в одном конце Вестминстерского зала, солдаты стояли в другом конце, а Карл в одиночестве восседал в центре. Вся нация с трепетом следила за этой драмой, в конце которой осужденный король спокойно отправился на эшафот. Его голова отлетела при первом же ударе топора, а в толпе в этот момент раздался стон ужаса. Если бы он смог править своим королевством так, как заботился о своей семье, говорили его подданные, он был бы одним из величайших английских монархов.
Но он не смог, и глава англиканской церкви слетела с монарших плеч.
«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души»
(Притчи 16:1-2).