У Джеймса Гатри было прозвище «сикерфут», шотландское слово, означающее «стойкий». Он был невозмутимым и сдержанным, обладал способностью разрешать споры и успокаивать буйных. В течение нескольких лет он преподавал философию в университете св. Андрея, после чего стал проповедником Евангелия в шотландском городке Стерлинге.
19 февраля 1651 года Гатри обвинили в государственной измене, потому что он проповедовал о том, что церковью должен управлять Христос, а не шотландский король. В ответ на предъявленное обвинение Гатри заявил, что он уважает гражданскую власть монарха, но считает, что король не должен контролировать церковные дела. Через некоторое время был составлен обвинительный акт, в котором было сказано, что Гатри «замышлял, изобретал, составлял, фабриковал, придумывал, рассеивал и распространял повсюду — говорил, проповедовал, декламировал, произносил — всяческие и различные гнусные призывы к бунту, направленные на поношение Его Величества».
Гатри был приговорен к повешению. В утро своей казни, 1 июня 1661 года, он поднялся около четырех часов утра для поклонения. Когда его спросили, как он себя чувствует, Гатри ответил: «Очень хорошо. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!»
К нему привели его пятилетнего сына. Посадив мальчика на колени, он сказал: «Уильям, наступит день, когда тебе скажут, что твоего отца повесили. Но ты не стыдись этого, парень. Я умираю за правое дело».
Вскоре Гатри взошел на эшафот и в течение часа проповедовал собравшимся. Затем его повесили, после чего голову отрубили и вывесили в порту Нетербоу. Через несколько месяцев маленький Уильям, тайком пробравшись в порт, чтобы взглянуть на разлагающуюся голову отца, прибежал домой с криками: «Я видел голову моего отца! Я видел голову моего отца!» Этот случай не прошел для Уильяма даром, потому что он научился полагаться на Христа, проводить уединенное время в молитве и добросовестно относиться к учебе в школе. Он мог бы стать мощным служителем, если бы не ранняя смерть от болезни.
Тем временем побелевший череп Гатри смотрел на людей в порту Нетербоу в течение двадцати семи лет, пока один смелый студент не снял его и не похоронил с почестями.
«Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!» (Псалом 117:24-26).