Церкви и деноминации так же, как дома и сердца, нуждаются в периодическом очищении и регулярном обновлении. Реакция Лютера на разврат, царивший в церкви шестнадцатого века, зажгла огонь не только протестантской Реформации, но и католической контрреформации, которая выразилась в попытке усовершенствовать римскую церковь изнутри. 13 декабря 1545 года папа Павел III созвал собор в городке Тренте на севере Италии. На него сначала съехались всего тридцать четыре лидера. За период с 1545 по 1563 год прошло несколько заседаний. В число участников входили иезуиты, ученые, политические лидеры, желавшие объединения с протестантами, и священники, одни из которых ратовали за реформы, а другие не желали и слышать о них.
Широко распространенная практика продажи индульгенций (именно этот факт вызвал к жизни реформы Лютера) претерпела изменения. Были предложены многие другие меры, чтобы изменить и защитить моральные устои священников и церковных лидеров. Доктрины церкви также были пересмотрены с учетом возникшего протестантского богословия. В большинстве случаев собор поддержал традиционные средневековые доктрины. Протестантский взгляд на Господне причастие принят не был, и победу одержала доктрина пресуществления (вера в то, что вино и хлеб во время евхаристии становятся настоящими телом и кровью Христа). Собор вновь утвердил латинский язык как язык мессы и выразил свое несогласие с Лютером, который выступал за перевод Библии на язык простого народа. Он также отверг стремление Реформации опираться только на Писание. Церковные предания и традиции, заявил собор, вместе с Писанием также являются источником Божественного авторитета для верующих.
В этот день, 3 марта 1547 года, собор подтвердил семь таинств, которые обязана совершать церковь. Все они, как было подчеркнуто, совершенно необходимы для спасения человека. Это крещение, конфирмация, евхаристия, покаяние, елеопомазание, рукоположение священников в духовный сан и венчание. Протестантский взгляд на существование только двух Божественных таинств — крещение и Господню вечерю — был отвергнут.
Трентский собор стал одним из важнейших событий в истории Реформации. На нем было определено направление развития богословской мысли в католической церкви на последующие четыреста лет, в результате чего был построен фундамент для реформации внутри римской церкви. Но только в 60-х гг. XX в. на II Ватиканском соборе произошло еще одно, очень важное переосмысление церковных устоев.
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24).