«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:22-23).
Когда Союз южных баптистов США принял меморандум заявляющий, что жены должны «повиноваться милостиво» своим мужьям, событие это вызвало гораздо больше дебатов, чем если бы вдруг Павел нечаянно принес в синагогу бутерброд с большим куском свиного окорока. Взаимоотношения между мужьями и женами начали превращаться в соревнования, кто кого перекричит, поэтому церковь просто процитировала то, что Павел написал Ефесянам, а именно, что Бог установил порядок лидерства в семье, согласно которому жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу (смотрите Ефесянам 5:22-24).
Когда я услышал о противоречиях, вызванных данным вопросом, я не был удивлен тем, что мир не захотел принимать предписанный порядок. Мирская пресса тут же подхватила столь живо трепещущую тему и немедленно раздула из мухи слона, изобразив мужей диктаторами, которые хотят заставить своих жен ходить босыми и вечно беременными, постоянно стоять на кухне у плиты и готовить горы еды — эдакая комбинация служанки и секс-рабыни. Мир никогда не принимал библейских принципов, и нам не стоит надеяться на то, что он хотя бы попытается понять их. Когда Павел писал Коринфянам, он говорил о том, что душевный или духовно не возрожденный человек никогда не поймет и не примет того, что от Духа Божия (смотрите 1 Коринфянам 2:14).
Мир никогда не принимал библейских принципов, и не следует надеяться на то, что он попытается хотя бы понять их.
Но вот что удивило меня по-настоящему, так это то, что некоторые люди, считающие себя истинно верующими, тоже посмеялись над этим. В одном из «ток-шоу» хорошо известный всем персонаж христианского телевидения сказал, что данный отрывок из Послания Ефесянам «не самый важный», поскольку Павел не был женат (по крайней мере, как он, ведущий, думает), то он не совсем знал предмет разговора. Думаю, Мартин Лютер был бы строгим исключением из сторонников этой позиции, как, впрочем, и Чарльз Уэсли, Дуайт Л.Муди и целый ряд других.
Возложив ответственность за лидерство на плечи мужей, Бог определил статус жен, как равный и в этом нет никакого конфликта, поскольку Он хочет, чтобы оба супруга уважали друг друга и все делали сообща.
Некий профессор семинарии сказал, что текст в отрыве от контекста — есть заблуждение, и что именно так и следует трактовать данный вопрос. Павел, который, между прочим, доказал бы ложность данной позиции и то, что читатель сам должен судить что важно, а что нет, обратился бы к следующим словам: «Все Писание богодухновенно» (2 Тимофею 3:16).
Почему произошла такая путаница в определении повеления Божиего? Слово, использованное Павлом для выражения «повиноваться», греческого происхождения. Оно представляет собой комбинацию двух слов: «хупо» — предлог, который можно перевести, как «под», и «тассо» — глагол, который можно перевести, как «стоять». Поэтому, когда говорили о человеке, который находился в повиновении, это означало, что он «стоял» или пребывал под высшей властью своего господина. Данное выражение не имеет ничего общего с неравенством. Оно никогда не означало, что один был лучше другого, один был образованнее другого или один больше знал о лидерстве, чем другой. Но оно означало, что каждый солдат несет различную степень ответственности и подчиняется старшему по званию.
Если обратиться к стихам, предшествующим повелению женщинам о повиновении, Павел делал ударение на том, что и мужья, и жены должны повиноваться друг другу, причем, он использовал тоже самое греческое слово, которое применил чуть позже, давая особое указание женам. Когда мужья и жены спешат повиноваться друг другу — быть отзывчивыми к потребностям друг друга и стараться удовлетворить их, они делают именно то, что сказал Павел.
Особое повеление, данное женщинам, было способом сказать следующее: «Мужчины, Я хочу, чтобы вы вели свои семьи. Я сделал вас ответственными за благосостояние ваших жен и детей. Поэтому, женщины, дайте им возможность делать это». Зиг Зиглер сказал: «Можно испортить парад, состоящий даже из двух машин, если не решить заранее, какая из них будет ехать впереди».
Говоря о лидерстве, мне приходит на память высказывание Маргарет Тэтчер, которая как-то сказала, что если человек вынужден встать и сказать: «Я – лидер», то в действительности он не является таковым. Если кто-то направляет на вас пистолет, просто диву даешься, как быстро мы начинаем повиноваться и сотрудничать. Но когда вы действительно любите кого-то и знаете, что ваши чувства взаимны, очень легко повиноваться любимому и позволить ему быть лидером и без пистолета. Вот о чем хотел сказать Павел.
Подумайте об этом:
1. Представьте такую ситуацию: прямо перед вашим домом вдруг приземлилась летающая тарелка. Оттуда вышел зеленый человечек с антеннами на ушах и, постучав в вашу дверь, спросил: «Кто здесь главный?» Как вы думаете, что ответит ваш младший ребенок, который открыл ему дверь?
2. Вы согласны с тем, что если муж вынужден говорить: «Я — здесь лидер», то он либо очень не уверен в себе, либо он не лидер?
3. Лидерство может колебаться от диктаторства — это одна крайность, до демократического обсуждения любой мелочи — это вторая крайность. Каков стиль лидерства бытует в вашем доме? Кто лидер в вашей семье? Могли бы вы сказать: «Мы оба!» или «Наши дети всем тут заправляют!»
Прочитайте Библию:
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»
(Ефесянам 5:15-33).