Природа триединого Бога передана в Писании посредством связи отца с сыном. Бог — Отец, и Иисус Христос — Его единородный Сын. Прежде чем Он положил основание земле, Отец избрал невесту для Своего Сына. Эта невеста — христианская церковь.
«И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога»
(Откровение 21:9-10).
Павел учит нас, чтобы мы осознанно размышляли о наших браках, как об образах Христа и Его церкви. Это великое таинство, говорит Павел. Когда мужчина оставляет отца и мать и берет в жены женщину, он строит свой брак, имея в виду отношения Христа и церкви. Плохо ли, хорошо ли, но семейная жизнь всегда отражает эти отношения.
Следовательно, основание брака строится на завете. Божье отношение к нам выражается через Новый Завет, и наши браки — отражение этой истины. Основание благочестивой семейной жизни подобно основанию благочестия в целом, то есть снискание славы Божьей во всем. Наш триединый Бог заключает и хранит завет с нами, и Он избрал брак тем средством, при помощи которого люди могли бы прославить Его.
Феминистские заблуждения и посягательства на природу брака, выраженную в завете, сыграли важную роль. На протяжении истории церкви пагубные ереси использовались суверенным Богом, чтобы заставить церковь прояснить спорные вопросы в христианском учении. Ересь Марциона подтолкнула церковь к определению канона Писания, ересь Ария вынудила церковь дать четкую формулировку полной божественной природы Господа Иисуса Христа и т. д. Сегодня, бросая вызов брачному завету, феминизм оказывает нам ту же услугу.
Если бы это ложное представление не было столь вызывающим, мы продолжали бы «плыть по течению», живя так, как кажется вполне естественным или привычным. Бессчетное количество людей руководствуется теми или иными принципами, потому что они кажутся верными. Однако, когда какой-либо обычай оспаривается, сторонник старых устоев приходит в замешательство. «Ну, вообще-то я не могу объяснить, почему я так поступаю», — говорит он. Например, обычай смены фамилии женщиной при вступлении в брак. Почему жена берет фамилию мужа? Отчего Сюзан Миллер становится Сюзан Картер? Требует ли этого Библия?
Некоторые, к своему удивлению, обнаружат, что в Библии действительно Бог называет мужа и жену одним именем — именем мужа. Этот факт дает полное обоснование как нашему обычаю смены фамилии, так и истине завета.
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»
(Бытие 5:1-2).
Слово человек по-древнееврейски звучит как Адам. Иными словами, Бог сотворил Адама и его жену, мужчину и женщину, благословил их и нарек их Адамом. Она с самого начала стала причастницей завета с именем ее мужа. Бог не называет ее Адамом отдельно от мужа, Он назывет ее Адамом вместе с мужем.
Адам впервые заметил, что нет у него подходящего помощника, после того как он дал имена животным. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (Бытие 2:20-21). Когда Адам нарекал животных, он не просто наобум прикреплял ярлыки: в древнем мире имена играли значительную роль и давали представление о природе и характере обладателя имени. Процесс наречения жены Адама, описанный в Бытии, очень важен, ибо при наречении животных Адам не нашел никого, кто подходил бы ему в качестве помощника.
После сотворения жены Адам принимает ее и дает ей имя. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою [Ishshah, а не Евой], ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:23-24).
Как показывает 24-й стих, Адам и Ishshah были образцовой супружеской парой. Они не были просто людьми, или одними из многих. Когда Господь Иисус учил о разводе, Он обращался к установлению брака при творении, данному в первых главах Бытия. Он учил нас, что Бог соединил мужчину и женщину в браке, и что соединил Бог, человек не в силах разорвать. Мы склонны спорить, что в Бытии Бог соединил только Адама и Еву как две индивидуальности. Но этот аргумент противоречит учению Христа, Который настаивал, что Адам и Ева являлись прообразом всех браков. Когда Бог соединил их вместе, Он соединял каждых мужчину и женщину, связывающих себя узами брачного завета.
Другие факты также вытекают из установления брака при творении. Поскольку Бог сотворил Адама и Еву, гомосексуальные связи исключаются; поскольку Адам не мог найти себе соответствующего помощника среди животных, скотоложство запрещено. И, наконец, поскольку Бог сотворил только одну женщину для Адама, Он четко показывает нам моногамную модель брака. Полигамия, встречающаяся у народа Божьего в Ветхом Завете, не отменяет этого установления. Полигамия была введена человеком, а не Богом. Первое упоминание о многоженстве мы встречаем в Бытии 4:19, однако там нет никакого намека на божественное одобрение действий Ламеха. Но самое важное, что полигамия не соответствует ни установлению брака при творении, ни новозаветному образу отношений Христа и церкви.
Итак, этот отрывок из Бытия учит нас, что принятие Адамом жены и наречение ее своим именем следует считать моделью для всех последующих браков. «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» В тот момент Адам еще не назвал жену Евой. Адам дал жене два отдельных имени. Первое — Ishshah, или женщина, потому что она была сотворена из ребра мужчины. Второе — Chavvah, или дающая жизнь, по-английски Ева. «И нарек Адам имя жене своей: Ева [Chavvah], ибо она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20).
Эти имена показывают, кто есть женщина. Первое свидетельствует о ее зависимости от мужчины — она была взята от мужа. Второе показывает зависимость мужчины от нее — каждый мужчина с тех пор приходится ей сыном. Тысячи лет спустя апостол Павел наставляет нас, что, будучи в браке, мы должны помнить эти две истины. Каждая жена не только Ishshah, но и Chavvah. Каждая является женщиной и при этом Евой.
«Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога»
(1 Коринфянам 11:11-12).
Обратите внимание, что мысль Павла развивается по той же схеме, что и в Бытии. Женщина «от мужа (Ishshah), так и муж через жену (Chavvah); все же — от Бога (Адам)».
Бог первым назвал наших прародителей общим именем Адам. Сегодня Адам также является общим обозначением для человека и человечества. Естественно, сюда входят и женщины. Использование общих обозначений для человека и человечества в английском языке четко соответствует библейской традиции. Этот пример отражает библейский образ мысли и не содержит ничего оскорбительного для женщин, как это пытаются представить феминистки. Отказ феминисток брать фамилию мужа (для сохранения фамилии отца!) не просто легкомыслие, а серьезный бунт против Бога. Когда Сюзан Миллер становится миссис Роберт Картер, она не просто отдает дань обычаям. Это — гарантия завета.
Оттолкнувшись от схемы брачного завета, мы можем перейти к основным целям брака. Библия приводит три земных причины для вступления в брак: потребность в помощнике, потребность в потомстве и предупреждение блуда.