Вторая величайшая заповедь требует, чтобы мы любили своих ближних, как самих себя. «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марк 12:31). И, конечно же, если мы спросим, кто наш ближний, Иисус укажет на человека, находящегося рядом с нами. Притча разъясняет, что ближний — это не только странник у дороги, но и тот, кто живет под одной крышей с вами. Писание требует непреложной супружеской любви.
Но когда в Библии даются определенные заповеди мужьям и их женам, смысловой акцент этих повелений заметно отличается. Например, нигде в Писании женам не дается особая заповедь любить своих мужей. Один отрывок побуждает стариц наставлять молодых женщин в любви к мужьям. Но в данном случае использовано составное слово (philandros), и форма слова, обозначающая любовь, подразумевает нежную привязанность. От женщин требуется уважение: «…а жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33).
Мужчинам, наоборот, заповедано любить (agape) своих жен на пределе сил. В качестве иллюстрации приводятся два примера, в которых от мужей требуются огромное самопожертвование. Во-первых, мужья должны любить своих жен, как свое собственное тело. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Ефесянам 5:28). Никто еще не ненавидел самого себя, учит Павел, и этой высокой мерой мы должны мерить наше отношение к другим. Муж должен также заботиться о благосостоянии своей жены, как о своем собственном. Это золотое правило брака. Во-вторых, мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил церковь. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Ефесянам 5:25).
Писание ясно излагает нам наши обязанности. Жены должны уважать своих мужей, а мужья любить своих жен. Но это еще не все. Когда мы размышляем над этими требованиями и смотрим, как мужчины и женщины относятся друг к другу, мы видим гармонию между тем, что требует Бог, и тем, что необходимо получать и отдавать.
В заповедях учтены и наши слабости. Мужчины должны исполнять свой долг по отношению к женщинам — они должны любить их. Женщины, в свою очередь, должны исполнять свой долг по отношению к мужчинам — они должны уважать их. Но обычно мужчины скупы на проявления любви. Клайв Льюис однажды заметил, что женщины склонны полагать, что любовь — это взваливание неприятностей других на свои плечи (что гораздо ближе к библейскому определению), в то время как мужчины склонны считать, что любить — значит не причинять неприятностей другим. Мужчинам требуется много работать над собой в этой сфере, и Писание побуждает их к этому. Женщина может любить мужчину и жертвовать собой ради него все время, будучи уверенной, что мужчина полный и законченный идиот. Женщины умеют любить, но основное требование, предъявляемое женам, это умение уважать мужей. Когда верующие женщины собираются вместе (для молитвы или изучения Библии), они зачастую очень неуважительно отзываются о своих мужьях. А затем они торопятся домой, чтобы готовить еду, убирать дом и присматривать за детьми. Почему? Потому что они любят своих мужей. В этом нет ничего предосудительного, но было бы неверно подменять любовью уважение, которого требует Бог.
С другой стороны, мужчины нуждаются в том, чтобы их уважали, а женщины в том, чтобы их любили. Когда Писание говорит о том, чтобы старейшины церкви пасли овец, напрашивается логический вывод, что овцы нуждаются в пище. Если Писание придает большое значение уважению мужей женами, то, соответственно, мужья нуждаются в уважении. То же самое справедливо и в отношении жен. Если Библия требует от мужей любви к женам, мы можем с уверенностью сказать, что жены нуждаются в любви.
Мы испытываем трудности, потому что не следуем библейским наставлениям. Когда мужчина выражает свою любовь к женщине (словами или иным образом), ему следует передавать ей уверенность в его верности обязательствам завета. Он будет обеспечивать ее, греть и питать, жертвовать собой ради нее и т. д. Ей необходимо быть уверенной, что он любит ее. Она нуждается в его любви.
Когда жена уважает и почитает мужа, общение приобретает другую форму. Вместо того чтобы полностью сосредотачиваться на прочности отношений, жена переключает свое уважение на способности и достижения мужа — насколько добросовестно он работает, во сколько приходит домой, насколько он терпелив с детьми и т. д.
Детали могут вызывать разногласия, поскольку он считает, что ему можно задерживаться, а она полагает, что он недостаточно работает. Но все же жены должны являть уважение к мужьям, а мужья — любовь по отношению к женам, потому что этого требует Бог, а не потому, что жена или муж заслужили такое отношение. Стоит помнить о том, что Бог требует для супругов больше, чем они того заслуживают.