В книге «Аллегория любви» Клайв Люис выразил свое отношение к традиции романтической любви в западной культуре. Он писал следующее:
— Если вначале мы ее не замечаем, то потому, что эротическая традиция современной Европы ошибочно принимает ее за нечто естественное и универсальное, и мы, следовательно, не заглядываем в ее истоки… Кажется … нормальным, что любовь (при определенных обстоятельствах) считается благородным и облагораживающим чувством: но только тогда, когда мы представим себя разъясняющими эту доктрину Аристотелю, Вергилию, Святому Павлу или автору Беовульфа, мы осознаем, насколько далека она от естественности.
В предыдущем разделе я рассуждал о важности почтительной любви в христианском браке, во-первых, потому, что этому учит Писание (и это важно), а также потому, что мы должны подготовиться к хождению по минному полю — библейскому учению о романтической любви.
Романтическая любовь в общепринятом понимании — современный идол разума, эмоций и сердца. Поскольку многие мужья и жены поклоняются этому идолу, неудивительно, что это порождает неудовлетворенность в браке, пустые ожидания, ссоры, скандалы и, естественно, разводы. Идолопоклонство — это ожидание от творения того, что подвластно только Богу. Этот вид идолопоклонства заключается в смешивании нормальной (но проходящей) эмоциональной/биологической реакции с неизменной смиреной любовью, которую дарует Христос.
Писание непременно требует от мужей почтительности, обходительности и видимых проявлений любви к женам, а также теплых и нежных чувств. Распространенная реакция была бы такой: «Обязательны? Теплые и нежные чувства обязательны? А разве они не должны проявляться естественно и непринужденно?» — Нет.
Когда мужья подчиняются Богу в обращении с женами, в их доме приятно находиться и их жены получают все необходимое. Но это постоянное проявление caritas — любви, достающейся дорогой ценой, — в семье не равноценно первоначальному пылу, который мы называем «влюбленностью». Это совсем другое.
Многие нам внушают, что христиане должны поддерживать «романтический огонек» в семейных отношениях. Если это означает, что у христиан должен быть хороший брак, — замечательно, но мы не должны играть словами. Часто за этим стоит требование поддержания первоначального уровня и силы романтического трепета на протяжении всего брака, а если супругам это не удается, то положение считается очень серьезным.
Такое понимание несостоятельно по двум причинам. Первая заключается в эмоциональной неспособности людей сохранить ощущения «первого раза» на протяжении всей семейной жизни. Отношения в браке должны развиваться.
Зрелость отношений достигается за счет роста и совершенствования, не за счет поддержания первоначального эмоционального подъема.
Во-вторых, такая точка зрения пренебрегает установленными природой отношениями, заложенными в нас Богом. Библия учит, что мужчины и женщины по-разному ориентированы по отношению друг к другу. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:8-9). В этом утверждении предлоги играют важную роль. Женщина была создана для мужчины, а не мужчина для женщины. Павел говорит нам о том, как Бог сотворил нас. Его дальнейшие наставления об обязанностях мужчин и женщин строятся на том, как мы сотворены и ориентированы по отношению друг к другу.
Послушный Господу мужчина с момента творения ориентирован на призвание от Бога. При обычных обстоятельствах он не может справиться со своей задачей в одиночестве — ему требуется помощь. Послушная Господу женщина ориентирована на оказание помощи мужчине. Другими словами, мужчина ориентирован на исполнение своей работы, в то время как женщина ориентирована на оказание ему помощи. Он ориентирован на выполнение задачи, а она ориентирована на него.
Какое отношение это имеет к романтическим отношениям? Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, создается впечатление, что он ориентирован так же, как и она. Ухаживание и женитьба — его текущее «задание», а она, возможно, полагает, что он разделяет с ней постоянную направленность. Вскоре после свадьбы она начинает гадать, что же такое произошло с ним и куда пропало все его внимание. А он, выполнив «задание» по приобретению жены, позабыл о ней и приступил к выполнению следующей задачи.
Она чувствует себя неуютно, потому что полагает, что ее направленность должна руководить их отношениями. Он абсолютно не обращает внимания на ее недовольство, поскольку считает, что его направленность должна руководить их отношениями. И они оба неправы. Она хочет, чтобы он проводил с ней гораздо больше времени. Он хочет уделять работе больше времени, чем следует. У нее традиционное представление, что мужчина и женщина созданы Богом с одинаковой направленностью друг к другу, то есть они всю жизнь должны «играть в гляделки». Он, с другой стороны, хочет тратить гораздо меньше времени на любовь к ней, чем того требует Библия.
В прошлые века нормативом было мужское представление о семейных отношениях. Сегодня нормативом стало женское представление о браке. Это не означает, что женщины получают желанные отношения, просто наша культура в целом женское представление называет «хорошим браком». Однако оба эти подхода неверны. Как христиане мы должны соответствовать библейским нормам и стандартам. Библия отрицает как мужской деспотизм, так и женское узурпирование власти, и ставит все представления и ожидания на свои места.
Очевидно, что эта истина не может оправдывать мужское пренебрежение женой и семьей. Ориентация жены к мужу заложена Богом; именно это делает ее способной помогать мужчине в его труде. Если он пренебрегает ей, то он на самом деле уничтожает и свое благополучие. Тот, кто любит жену, любит и себя (Ефесянам 5:28). Но для мужчины важно не забывать о работе — о том, к чему его призвал Бог.
Итак, муж и жена не должны ходить на работу плечом к плечу, но и не должны все время сидеть дома и любовно ворковать словно голубки. При условии, что муж и жена хорошо понимают отведенные им роли, он должен смотреть в будущее, а она — смотреть на него.
Мужчинам должно любить своих жен, как Христос возлюбил церковь, — жертвенно. Они должны исполнять это повеление, зная, что любовь в библейском понимании — не просто сентиментальное чувство, а постоянные преобразующие действия. Библейская любовь действенна. Им следует любить своих жен, зная, что это повлияет и на духовную сферу. По мере того как женщина развивает в себе молчаливый и кроткий дух, она становится более красивой. Он обращается с ней, подобно Христу, в большом и в малом. Она расцветает, и ее красота влечет мужа. Такая любовь не равноценна увлечению, которое они оба когда-то пережили, — она гораздо более зрелое чувство. Ее не стоит путать с романтической влюбленностью; она гораздо лучше.