Обезопасив себя от измышлений похоти, христианин должен встать на страже оборотной стороны проблемы. В то время как сексуальное наслаждение находится под угрозой неверующих, которые берут его приступом, оно также подвергается нападкам со стороны «приличных» людей, которые, откровенно говоря, просто боятся его и бегут от него. Подобная реакция против сексуального наслаждения игнорирует библейское учение, равно как и предыдущее заблуждение. Понимание супружеского ложа христиан должно привести в порядок и освободить от заблуждений. Требования следует искать в Писании и нигде больше. Мы не должны искать «освобождения» у похоти мира, но не должны и руководствоваться остатками викторианской добродетели, встречающейся еще в церкви. Оба подхода отступают от Писания.
Как подчеркивалось ранее, мы небеспредельное творение Бога, и ограниченные возможности влияют на нашу способность получать сексуальное наслаждение. Оно ограниченно, что бы ни говорили или требовали люди, одержимые похотью. Однако это не означает, что наши возможности малы. Отрицание яростной погони язычников за высшим наслаждением не исключает развития половой жизни в христианской семье. А сейчас мы обратимся к ясному примеру из Песни Песней Соломона.
У меня нет намерения писать комментарий ко всей книге. Моя задача более конкретна – я хочу попытаться дать ответ на простой вопрос: что хотят сказать нам библейские образы в отношении супружеской постели?
Первое и самое очевидное: Песни Песней – эротическая любовная поэма. Рассмотрение определенных отрывков поможет христианам распознать, где находится предел наших возможностей. Внимательно прочитав книгу, мы поймем, что эти границы были установлены не нашей соседкой, а Богом, сотворившим половую близость. В некоторых местах книги трудно не понять сказанное поэтом, но для ханжей ее ясность якобы неприлична. Христианам не нужно стеснятся; все Писание богодухновенно и полезно.
Смысл других отрывков книги не столь ясен и поэтому стал предметом обсуждений. Тем не менее даже сам факт дискуссии полезен, ибо польза от прочтения Песни Песней не в правилах или технике секса, но в отношении к занятиям любовью.
Первое, что мы можем усвоить из Песней, это правомерность обучения любви на основе эротических описаний в данной книге. Эротика Песней не содержит вульгарных подробностей или непристойностей, но она откровенно сексуальна. Другими словами, в Библии содержатся стихи, буквально говорящие о страстных занятиях любовью, и нам следует их читать. Однако мы наблюдаем за происходящим как бы сквозь покрывало. Толковать эту поэму трудно из-за того, что повествование нельзя назвать графическим (или порнографическим). Читатели Песней обычно жалуются, что не могут расставить все по своим местам. Например, кто является возлюбленным женщины – Соломон или кто-то другой? Но двусмысленность в этом случае нам только на пользу. Не пристало нам заглядывать в замочную скважину спальни двух любящих людей. В Песнях Песней нам представлена образцовая пара, примеру которой следует подражать, но подражать не технике секса, а поведению и отношению к партнеру.
На примере этой пары мы учимся важным аспектам библейской любви. Во-первых, занятия любовью в Песнях Песней Соломона исполнены глубокой чувственности, то есть речь идет не только о прикосновениях. Первые три стиха книги называют эти чувства: вкус и обоняние. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Песни Песней 1:1–2). Благовоние не просто создает приятную атмосферу, оно играет важную роль в их совокуплении. «Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (Песни Песней 1:12).
Общая атмосфера также имеет значение. Не только возлюбленный должен быть привлекательным, но и вся атмосфера должна располагать к любви. Мужчина и женщина отличаются от животных в брачный период – они занимаются любовью «цивилизованно». «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» (Песни Песней 1:15–17).
Женщина не просто говорит, что любовь прекрасна; она говорит, что ее возлюбленный — сладкий плод. Она ощутила его вкус, а вкус не распознаешь сквозь сжатые губы. Ни мужчина, ни женщина не пьют вино через соломинку. «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песни Песней 2:3). Мужчина познает тот же восторг; он знает, что ее рот – кладезь наслаждения. Это библейский поцелуй. «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» (Песни Песней 4:11).
В поэме говорится, что женщина – это сад, и у нее тоже есть свой сад. «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песни Песней 4:12). Но в этом саду есть внутренний сад. Именно он больше всего влечет мужчину и ему не терпится войти туда и испытать высшее наслаждение. Она взывает к ветру и просит принести возлюбленного к ней. «Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Песни Песней 4:16). Очевидно, что она также наслаждается своим возлюбленным.
Все это свидетельствует о превосходстве библейского описания любовных утех. Современный циник-технократ хочет говорить о различных позах, сопровождаемых таблицами, диаграммами и инструкциями, а также графическими деталями, в лекциях, направленных против нас, затравленных пуритан. Но библейское описание любовных отношений несет в себе добродетель ясности и руководства к действию. Христиане должны не просто читать Песни Песней, но делать для себя соответствующие выводы. В таком случае им не потребуется заимствование знаний у мира.
Возлюбленного женщины привлекает все ее тело. «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой – круглая чаша, [в которой] не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями…» (Песни Песней 7:1–2). Благочестивый муж вправе любоваться, целовать, пробовать и ласкать жену, как ему угодно.
Он открыто говорит о любовании ею. «…Два сосца твои – как два козленка, двойни серны» (Песни Песней 4:5, 7:3). Затем он сравнивает ее с пальмой и груди ее с виноградными кистями. Он взбирается на женщину, чтобы вкусить ее виноградных кистей. Затем он говорит о яблочном аромате, исходящем из ее ноздрей, и устах, источающих вино. Женщине нравится быть деревом в объятиях мужчины, ибо ее рот как кубок вина, и она радуется, что вино из ее уст – услада для любимого.
«Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных»
(Песни Песней 7:8–10).
У верующих возлюбленных наслаждение от секса должно быть глубоким и продолжительным. Радость секса, о которой мир так много говорит и так мало знает, – дар от Бога. Поскольку Бог благ к нам, мужчина и женщина доставляют и получают взаимное удовольствие. «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песни Песней 2:6).