В 1 Коринфянам 7:10-11 апостол Павел говорит: «… Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]».
Ключ к пониманию данного отрывка заключается во вводной фразе — «не я повелеваю, а Господь». Это не означает, как полагают многие, что Павел делает оговорку для 12-го стиха («не я, а Господь») как не богодухновенного, в то время как остальное учение Павла богодухновенно.
Это означает, что Иисус (во время земного служения) учил о разводе, а Павел применяет Его учение. Развод запрещен, в противном случае кто-либо из супругов согрешает. То, что соединил Бог, человек не в праве разлучить, то есть невозможно оправдать развод чем бы то ни было. Слово Божье должно регулировать наше поведение во всех отношениях.
Но учение Иисуса Христа, заложив основы, не могло рассмотреть все возможные ситуации. Это стало особенно очевидно, когда христианская церковь стала расширяться и проникать в языческий мир. «Я не хотела развода, но он оставил меня…» Итак, Павел продолжает рассуждать и учит нас, как поступать в такой ситуации.
Нарушение брачного завета причиняет не только сердечную боль, но и становится причиной многочисленных богословских споров. Вопрос ставится так: законен ли повторный брак? Большинство христианских проповедников не настаивает на сохранении семьи вследствие греха, но утверждает, что пострадавшая сторона все же не имеет права на повторный брак. Это все равно, что сказать: воровство — грех, но если кто-то украдет у вас магнитофон, ни в коем случае не покупайте новый. Такая позиция игнорирует тот факт, что именно вор совершает грех. Нарушители брачного завета всегда грешат. Но вина должна падать на них, а не на потерпевшую сторону.
Грех, ведущий к разводу, запрещен без всяких исключений. Нарушители завета всегда согрешают, и именно они становятся причиной развода. Библия учит, что мы в праве официально признать то, что совершил нарушитель завета. Потерпевшая сторона также может признать статус нарушителя.
Итак, если бракоразводный процесс — благочестивое признание противостояния виновника Богу, то тогда сам развод не идет вразрез с волей Бога. Но если кто-то из супругов подает на развод, пренебрегая Словом Божьим, то тогда он или она совершают грех. Сохранение праведности при разводе зависит от нашего отклика на Слово Божье, а не от Божьего суждения относительно греха супруга или супруги.
Тот факт, что консервативные проповедники расходятся во взглядах на этот предмет, не означает, что я представляю либеральную точку зрения. Существуют два метода обращения с Писанием. Один добавляет что-то свое к библейскому учению, другой убирает что-то из него. Многие христиане с добрыми намерениями устанавливают требования более строгие, чем в Библии. А истинный консерватизм не может быть строже, чем Сам Бог.
А что делать тем, кто к моменту ознакомления с этой книгой уже поступил неправедно? Они уже состоят в третьем браке, и их снедает чувство вины. Благая весть заключается в том, что Бог находит нас там, где мы есть, а не там, где нам следовало быть. Прощение во Христе можно найти всегда. Тем, кто находится в подобной ситуации, необходимо исповедовать грех, принять Божье прощение по вере и начать жить, повинуясь Слову Божьему.