Внимательно прочтите Ефесянам 5:22 — 6:4 и подумайте о прочитанном. Прочтите также схожий стих в Колоссянам 3:18-21. Это не единственные отрывки, говорящие о распределении функций в браке, но они являются ключевыми, и это надо ясно понять.
Кажется рискованным считать распределение обязанностей одним из наиболее важных моментов в браке и семейных отношениях. Тем не менее значительное количество библейских отрывков, содержащих идею главенства мужа в доме, а также язык, который в этих фрагментах используется, указывают на выдающееся значение этой темы.
Вернемся к рассказу о сотворении мира в Бытии 2 и отметим ряд моментов, связанных с главенствующим положением мужчины, к которому предназначил его Бог:
1) мужчина, сотворенный Богом, общается непосредственно с Ним, мужчине передаются указания Бога (Бытие 2:16,24). Адам был сотворен первым, перед Евой. В Писании ясно сказано, что Ева была создана из мужчины, для мужчины, приведена к мужчине, и имя ей дал мужчина.
2) важно отметить, что, хотя в Ветхом и Новом Заветах сказано, что Ева согрешила первой, Писание возлагает вину за грехопадение на Адама (Римлянам 5:12; 1 Тимофею 2:13-14).
3) когда Бог живой пришел в райский сад после грехопадения Адама и Евы, Он позвал Адама и сначала потребовал ответа у него.
Эти и другие замечания из Бытия указывают, что Бог возложил на Адама ответственность большую, чем на Еву.
В Новом Завете понятие главенства возникает неоднократно. 1 Коринфянам 11:3 описывает, каким образом Бог выполнил Свои намерения. Это описание не только говорит о главенстве Отца над Христом, но и о главенстве мужчины над женщиной. Обратите внимание, что из отрывка также отчетливо видна идея главенства Христа над мужчиной.
Значение и описание главенства выражается как в словах, так и в образах, которые использует Новый Завет. Слово «глава», которым определяется главенство, используется также для обозначения головы физического тела. 1 Коринфянам 12 в деталях объясняет, почему голова преобладает над остальными членами тела. При внимательном изучении этой главы можно прийти к выводу о том, что главенство означает — ответственность за контроль и управление чем бы то ни было.
Подобное описание позволяет нам сделать вывод, что, согласно Слову Божьему, главенство — не тирания. У нормального человека голова не подавляет и не использует во зло другие части тела. Она не кусает руку, чтобы заставить ее делать то, что она должна делать. Голова контролирует деятельность тела благодаря отлаженному процессу координации, который есть творение Бога.
Что касается брака, апостол Павел учит нас, что муж тоже должен избегать тирании и самодурства в отношениях с женой (Ефесянам 5). Он объясняет, что главенство осуществляется посредством внимательной заботы и истинной библейской любви к жене — мужья должны «любить своих жен, как свои тела» (Ефесянам 5:28). Муж управляет, выстраивая модель великолепных, органичных духовных отношений с женой, исполняя свои обязанности с любовью, демонстрируя образцы истинно христианского поведения.
Грубое поведение не должно быть свойственно мужу-христианину (Колоссянам 3:19). Чуткие, полные понимания отношения, когда к жене обращаются с уважением и мудростью, необходимы, чтобы не было мужьям «препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Фактически Петр подводит итоги учения о браке, говоря, что отношения между мужем и женой должны быть
«единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры»
(1 Петра 3:8).
Мы должны сделать еще одно, завершающее, замечание о главенстве, которое вы найдете в Коринфянам 11:3, а также в других местах (Матфей 8:8-10). В 1 Коринфянам Павел начинает рассуждать о главенстве следующим образом:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос»
(1 Коринфянам 11:3).
Таким образом, для мужчины единственный способ главенствовать без тирании и грубости — это подчинить свою жизнь руководству и авторитету Христа.
Иначе говоря, насколько сознательно и искренне мужчина будет повиноваться главенству Христа в своей жизни, настолько хорошо он будет выполнять свои деликатные и важные обязанности главы семьи. Главенство мужчины в семье под руководством Христа — самый важный момент, который мы здесь рассмотрим. Кроме того, это, очевидно, слабейшее звено в цепочке главенства, описанной в 1 Коринфянам 11:3.