Приступая к этому важному вопросу, давайте будем помнить, что великая задача Бога — преобразование людей. Сегодня люди любят говорить об изменении мира вокруг нас или конкретной ситуации. Во времена потрясений мы думаем: как было бы хорошо, если бы у нас была другая работа, если бы мы жили в другом месте, имели другой уровень дохода или могли изменить какие-либо из жизненных обстоятельств. Слово Божие, напротив, подчеркивает, что изменяться должны мы сами — а не окружающий нас мир.
Бог задумал преобразовать нас из подобия Адама в подобие Христа. И Он решил, что выполнять эту работу будут люди. Таким образом, близкие, исполненные преданности друг другу семейные отношения являются главным орудием этого угодного Богу изменения. Все это поднимает семейные отношения на уровень священных, а мир все еще далек от осознания этого факта. Необходимо понять священное предназначение семейных отношений, чтобы наиболее полно осмыслить значение семьи в преобразовании общества.
Семейное воспитание и духовная жизнь неразрывно связаны. Фактически эти понятия идентичны. Нам важно понять значение слов «воспитание» и «ученик». Основное в них — обучение детей и следование за учителем.
Поскольку слово воспитание/дисциплина используется в разных ситуациях, нас будет интересовать его библейский смысл. Понятие дисциплины — корневое во взаимоотношениях преподавателя и ученика, та же мысль касается и слова ученик. Короче говоря, ученичество — это воспитание, и воспитание — это ученичество.
В Писании воспитание, дисциплинирование учеников является родительским долгом (Ефесянам 6:1-4; Притчи 1:8; 6:20). Родители — в особенности отцы — должны обучать и воспитывать детей. Дети, в свою очередь, должны учиться и слушаться родителей.
Слово дисциплина используется в Писании в его положительном смысле. Это не наказание, как думают многие. Воспитание — это развитие ребенка через обучение. Оно основано на зрелости и самоконтроле родителя. Библейский взгляд на дисциплину можно сформулировать следующим образом:
1. Воспитание не есть наказание. Воспитывать — значит установить позитивные отношения между учителем и учеником. Жизнь одного человека влияет на жизнь другого — таким образом ученик движется к зрелости.
2. Воспитание прежде всего связано с установлением отношений. Оно в большей степени зависит от того, кто вы есть, чем от того, что вы говорите и делаете. Не существует волшебной формулы для того, чтобы стать хорошим воспитателем. Любой сильный и властный человек может наказывать, но дисциплинировать — значит влиять, а не запугивать. Только воспитанный человек может воспитывать другого.
3. Ответственность воспитателя подвергает проверке нашу собственную зрелость и самодисциплину. Незрелый и недисциплинированный человек не может быть хорошим воспитателем. Это можно с прискорбием наблюдать при ссорах некоторых молодых родителей с детьми. Мы не можем порекомендовать никакого особого метода для таких людей. Случается, что посторонние люди, зрелые и дисциплинированные, имеют большее влияние на детей, чем сами родители!
4. Воспитание должно носить позитивный характер, а не негативный; это скорее предупреждающая мера, чем исправительная. Это отношения, в которых одна жизнь оказывает влияние на другую, помогая последней принять верное направление развития.
5. Когда дисциплинарные стандарты нарушаются, следует наказание. Существуют библейские принципы наказания. Из Книги Притчей мы можем сделать вывод, что наказание должно быть последовательным. Оно непременно должно быть справедливым и гуманным, адекватно передавать неудовольствие родителей, оно должно быть соразмерно нарушению, иногда это может быть телесное наказание, оно всегда должно быть продуктивным и ни в коем случае не должно способствовать формированию негативных стандартов поведения.
Рекомендуем вам внимательно прочесть Книгу Притчей, чтобы обнаружить основные указания по этому вопросу.
Воспитание — основа здоровых отношений между родителями и детьми. Оно занимает не последнее место в духовной жизни семьи. Павел в Ефесянам 6:4 приравнивает воспитание и наставление к воспитанию в Господе. Это неразрывно связанные понятия. Отношения обучения между верующими родителями и их детьми являются частью наставления детей в духе Слова Божьего.