Во-вторых, прими решение, с Божьей помощью, остерегаться всего, что может оказаться греховной ситуацией.
Прекрасно сказал Епископ Холл (Джозеф Холл (1613-1667) был епископом Нориджа. Его книга Трудные Времена повествует о его нищете и страданиях от притеснений Парламента): «Тот, кто хочет быть в безопасности от злых поступков, должен избегать поводов к ним» (Существует старая басня о том, как бабочка однажды спросила сову, как ей быть с огнем, который опалил ей крылья; и в ответ сова посоветовала ей не лететь даже на его дым). Недостаточно того, что мы решили не совершать греха, мы должны осторожно держаться на расстоянии от любого приближения к нему. Этим тестом мы должны испытать то, как мы проводим наше время: книги, которые мы читаем, семьи, которые мы посещаем, общество, в котором мы вращаемся. Мы не должны успокаивать себя, говоря: «Здесь нет ничего непосредственно плохого»; мы должны пойти дальше и сказать: «Есть ли здесь что-нибудь, что может привести к греху?»
Это, запомните, одна из самых веских причин, почему мы должны избегать праздности. В самой праздности нет ничего непосредственно грешного; но она предоставляет возможность нечистым мыслям и пустым воображениям; она широко открывает дверь для сатаны и его посева плохого; вот чего больше всего стоит бояться. Если бы Давид не предоставил возможности дьяволу, проводя свое время в безделье на кровле своего дома в Иерусалиме (2 Царств 11:1), то, возможно, он никогда бы не увидел Вирсавию и не убил бы Урию.
Это также одна из веских причин, почему мирские развлечения вызывают столько возражений. В некоторых случаях может быть и трудно показать, что они сами по себе небиблейские или неправильные. Но нет почти никакой трудности, показать, что тенденция почти каждого из них является самой вредоносной, для души. Они сеют семена земного и чувственного настроения ума. Они воюют против жизни веры. Они вызывают нездоровую и неестественную тягу после восхищения. Они служат похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Они затуманивают взгляд на небо и вечность и придают ложные цвета временным вещам. Они делают сердце неспособным к уединенной молитве, чтению Писания и спокойному общению с Богом. Человек, смешавшийся с ними, предоставляет сатане выгодную позицию. У него битва впереди, а он дает своему врагу преимущество солнца, ветра и возвышенности. И было бы действительно странно, если бы он не обнаружил, что он постоянно проигрывает.
Юноша, стремись со всей силой, которая есть в тебе, избегать всего, что может оказаться вредоносным для твоей души. Никогда не держи свечку дьяволу. Люди могут сказать, что ты слишком скрупулезный, слишком практичный, где же тот великий вред от таких-то и таких-то вещей? Но не обращай на них внимания. Опасно играть с остроконечными инструментами: но намного опаснее позволять вольности со своей бессмертной душой. Кто хочет остаться в живых, не должен подходить к краю обрыва. Он должен смотреть на свое сердце, как на бочонок с порохом, и быть осторожным, чтобы туда не попала ни одна искра искушения, с которой он не смог бы справиться.
Какая польза от того, что ты будешь молиться: «Не введи нас в искушение», пока ты сам не будешь осторожен, чтобы не попасть в него, и «избавь нас от лукавого», пока ты не проявишь желание держаться подальше от него? Возьмем, например, Иосифа: он не только отказался от соблазнительных предложений жены своего господина, но показал свое благоразумие, наотрез отказавшись даже «быть с ней» (Бытие 39:10). Прими к сердцу совет мудрого Соломона: не просто откажись «вступать на путь нечестивых», но «оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо» (Притчи 4:15). Не просто оставь пьянство, но откажись даже «смотреть на вино, как оно краснеет» (Притчи 23:31). Человек, давший обет назорейства в Израиле, не только не пил вина, но он даже воздерживался от винограда в любом его виде. «Отвращайтесь от зла», – говорит Павел римлянам (Римлянам 12:9); не просто не совершайте его. «Юношеских похотей убегай», – он пишет Тимофею; это значит, убегай от них как можно дальше (2Тимофею 2:22). О, как необходимы подобные предупреждения! Дина должна была пойти посмотреть на нечестивых жителей Сихема, и как результат, она уронила свою репутацию (Бытие 34). Лот должен был раскинуть свой шатер около греховного Содома, и он потерял все, кроме своей жизни (Бытие 13:10-13; 19:1).
Юноша, будь мудр заранее. Не пытайся постоянно проверять, как близко к себе ты можешь подпустить врага твоей души и все-таки уйти от него. Держи его на расстоянии вытянутой руки. Старайся убегать от искушений как можно дальше, и это будет огромной помощью в избегании греха.