В-четвертых, будь прилежным в использовании обычных средств Божьей благодати.
Будь постоянен в посещении Божьего дома, когда он только открыт для молитвы и проповеди, и это в твоих силах – посещать его. Постоянно соблюдай и святи Божий день и определи для себя, что Божий день, один из семи дней, будет посвящен своему истинному Владельцу.
Я не оставлю неправильного впечатления в твоем уме. Не иди и не говори, что я сказал, что соблюдение церковных обязанностей является полностью истинной верой. Я не говорю тебе ничего подобного. У меня нет желания видеть, как ты станешь формалистом и фарисеем. Если ты думаешь, что всего лишь то, что ты принесешь свое тело в определенный дом, в определенное время, в определенный день недели, сделает тебя христианином и приготовит к встрече с Богом, я прямо тебе скажу, что ты весьма ошибаешься. Все служения без служения сердца не приносят пользы и тщетны. Только те являются истинными поклонниками, кто «поклоняется Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанн 4:23).
Но средства благодати не должны пренебрегаться из-за того, что они не спасают. Золото – это не еда, – ты не можешь его есть, – но из-за этого ты не скажешь, что оно бесполезно, и не выкинешь его. Благополучие твоей души в вечности, безусловно, не зависит от средств благодати, но не менее вероятно то, как правило, что без них твоей душе не будет хорошо. Бог мог бы забрать на небо всех спасенных в огненной колеснице, как Он это сделал с Илией, но Он так не делает. Он мог бы учить всех в видениях, во снах и в сверхъестественных вмешательствах, даже не требуя от них усилий почитать или подумать, но Он так не делает. Почему же? Потому что Он Бог, Который действует посредством чего-то, и Его закон и воля состоят в том, чтобы во всех Его отношениях с человеком использовались средства. Только глупец или фанатик будет думать о строительстве дома, не используя лестниц или лесов, и точно так же ни один мудрый человек не будет пренебрегать средствами, особенно если они установлены Богом.
Я больше останавливаюсь на этой теме, потому что сатана будет пытаться наполнить твой ум аргументами против использования этих средств. Он обратит твое внимание на некоторых людей, которые пользуются ими и не становятся лучше от этого. «Смотри туда, – прошепчет он, – неужели ты не видишь, что те, которые ходят в церковь, ничем не лучше тех, которые не ходят?» (К. С. Льюис (1898-1963) был английским мирянином, который преподавал в Оксфорде и Кембридже. В его известной книге Письма Баламута дьявол использует похожие аргументы, пытаясь отговорить новообращенного от его веры (см. гл. 2)) Но не позволь этому поколебать тебя. Несправедливо говорить против чего-то, потому что им неправильно пользуются. Совершенно неправильно сказать, что средства благодати не дают ничего хорошего, потому что многие посещают их и не получают ничего доброго от них. От лекарства не отказываются, потому что многие принимают его и не поправляют свое здоровье. Ни один человек не перестанет, есть и пить, потому что другие решили, есть и пить неправильно и таким образом заболели. Ценность средств благодати, как и других вещей, в полной мере зависит от манеры и духа, в которых мы используем их.
Я также останавливаюсь больше на этой теме из-за сильного беспокойства о том, чтобы юноша регулярно слушал проповедь евангелия Христа. Я даже не могу вам передать, насколько это важно. С Божьего благословения, служение слова может стать средством покаяния твоей души, может вести тебя к спасительному познанию Христа, может сделать тебя чадом Божьим в деле и истине. И непременно, это будет причиной для вечной благодарности. Это будет событием, о котором возрадуются ангелы. Но если бы всего этого и не было, в служении евангелия существует сдерживающая сила и влияние, под которые я хотел бы, чтобы подпал каждый юноша. Тысячи людей это удерживает от зла, хотя и не привело их еще к Богу; это сделало их намного лучшими членами общества, хотя и еще не сделало их истинными христианами. Существует определенная загадочная сила в верной проповеди евангелия, которая незаметно влияет на множество людей, слушающих ее и принимающих в свои сердца. Слышать осуждение греха и превознесение святости, слышать прославление Христа и осуждение дел дьявола, – слышать описание Царства Небесного и его благословения, а также раскрытие пустоты этого мира; слушание этого неделю за неделей, воскресенье за воскресеньем редко не принесет хорошего влияния душе. Для нее тяжелее после этого жить какой-либо неумеренной и буйной жизнью. Это действует как полезная проверка человеческого сердца. Я верю, что это один из способов, когда обещания Бога приносят добро. «Слово Мое не возвращается ко мне тщетным» (Исаия 55:11). В сильном высказывании Уайтфилда (Джордж Уайтфилд (1714-1770) был одним из величайших евангелистов в Истории Церкви. Арнольд Даллимор написал для мае его полную биографию, изданную в двух томах издательством Cornerstone Books, 9825 W. Roosevelt, Westchester, IL 60153) есть много правды: «Евангелие спасет многих от тюрьмы и виселицы, даже если оно и не спасет их от ада».
Позвольте мне высказать еще одну мысль, которая очень тесно связана с этой темой. Пусть ничто и никогда не искусит тебя стать нарушителем Субботы (Для изучения темы Субботы, см. книгу Называй Субботу наслаждением, изданную The Banner of Truth Trust). Я обращаю на это твое внимание. Настрой свой ум отдавать всю свою Субботу Богу. Дух пренебрежения этим святым днем растет среди нас со страшной скоростью, и не меньше среди молодежи. Воскресные путешествия, воскресные визиты, воскресные пикники становятся с каждым годом все больше распространенными и причиняют огромный вред душам (Из того, что говорит Райл, понятно, что в его время соблюдали Субботу намного строже, чем она обычно соблюдается в паше время. Пусть читатель задумается и скажет, является ли наша вялость свидетельством прогресса или упадка в истинном благочестии).
Юноша, будь ревностным в этом вопросе. Живешь ли ты в городе или в селе, займи решительную позицию и решись не осквернять твоей Субботы. Пусть ни благовидное извинение «необходимости отдыха твоему телу», ни пример всех вокруг тебя, ни приглашение товарищей; пусть ничего из этого не поколеблет тебя нарушить это установленное правило, что Божий день должен быть отдан Богу.
Однажды перестав заботиться о Субботе, в конце концов, ты перестанешь заботиться о своей душе. Ступени, ведущие к этому заключению, легкие и стандартные. Начни с непочтения Божьего дня и вскоре ты перестанешь чтить Божий Дом; перестань чтить Божий Дом, и ты вскоре перестанешь чтить Божью Книгу; перестань чтить Божью Книгу, и, в конечном счете, ты вообще перестанешь чтить Бога. Позволь человеку положить в основание не соблюдение Субботы, и я не удивлюсь, если он закончит с краеугольным камнем отсутствия Бога. Судья Хейл (Сэр Мэтью Хейл (1609-1676) был знаменитым английским юристом и писателем. Смертельными преступлениями были те, которые наказывались смертью) поразил всех, сказав, что «Из всех совершивших преступления, наказуемые смертной казнью, только несколько, на скамье подсудимых и под присягой, не признали, что начали свою карьеру зла с отвержения Субботы».
Юноша, ты можешь находиться среди друзей, забывших о почтении Дня Господа; но ты решись, с помощью Бога, что ты всегда будешь помнить, чтобы хранить этот день святым. Чти его регулярным посещением мест, где проповедуется евангелие. Приступи к какому-то верному служению, и, однажды приступив, никогда не оставляй свое место в церкви пустым. Поверь мне, ты обретешь особое благословение, сопровождающее тебя: «Если ты будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и я возведу тебя на высоты земли» (Исаия 58:13-14). И одно является верным, что твои чувства по отношению к Субботе всегда будут испытанием и меркой твоего соответствия Небу. Они являются предвкушением и частью Неба. Человек, который находит их бременем, а не привилегией, может быть уверен, что его сердце нуждается в великой перемене.