В книге Исход мы читаем о том, как великий муж Божий, Моисей, в течение сорока суток находился на горе Синай. Зачем это нужно было Моисею? Как читаем мы в 24-ой главе книги Исход, Моисей получил там «в середине облака» указания от Всемогущего Бога. Эти указания были богодухновенными инструкциями, исходящими из уст Самого Творца, и касались постройки Божьего святилища – скинии. Когда Бог дал Моисею Свои повеления и прояснил Свои намерения, Господь добавил: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе». Бог хотел, чтобы Моисей очень внимательно и точно выполнил Его повеления.
В первой книге Библии, Бытие, Бог дал нам свои повеления о самом важном виде человеческих отношений, о взаимоотношениях между мужем и женой. И опять, это были не простые указания, но богодухновенные повеления Божьи, не менее важные, чем инструкции, полученные Моисеем на Синае.
Как известно, первая глава этой книги является как бы сводкой Божьей творческой деятельности в течение первой решающей недели в истории человечества. Здесь мы видим Бога-Творца, создавшего все – воду, планеты, растительный и животный мир, и в конце – человека, который был венцом Божьего творения.
Читая это захватывающее повествование, вы не можете не заметить постоянно повторяющиеся слова. Стих 10: «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». А двумя стихами ниже: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя по роду его. И увидел Бог, что это хорошо». В последующих стихах упоминается, что Бог создал солнце и луну, «и поставил их… на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо». И снова в 21 стихе, мы читаем: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо». Дальше, 25 стих: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо».
Вы заметили, наверняка, повторяющиеся слова: «Увидел Бог, что это хорошо». Однако если перевернуть страницу и прочитать следующую главу, то в 18-ом стихе можно прочесть: «И сказал Господь Бог: не хорошо. ..» Это первый случай в Библии, когда Бог отмечает, что было нечто нехорошее в Его творении. Обратите внимание на то, что эти слова – «не хорошо», сказаны до грехопадения, то есть еще до того, как грех вошел в мир и оказал свое пагубное действие на Божье творение. Что же Бог назвал нехорошим, чем было вызвано это неодобрение Божье? «Не хорошо быть человеку одному». В созданном Богом мире чего-то недоставало. Человек был одинок, и Бог говорит, что это не хорошо. Как видите, Бог проявляет заботу об этой стороне жизни человека, о его одиночестве. Бог заботится о тебе и обо мне, дорогой друг, и хочет, чтобы мы наслаждались полнотой жизни. Бог не хочет, чтобы человеку чего-то не доставало. Итак, Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному».
В жизни первого человека чего-то не хватало, но чего? Ведь кажется, что у Адама было все, в чем он нуждался, и даже сверх того. Он жил в прекрасном месте, в совершенной обстановке. Он не испытывал недостатка в пище и мог наслаждаться красотой мира, созданного Богом. Слушайте: «И насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». Бог также нашел для Адама занятие, а все мы хорошо знаем, как важно иметь человеку работу. Мы читаем: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Вряд ли мог Адам жаловаться на скуку. Невозможно было придумать лучшее место для его труда, чем Едемский сад! И еще, Бог дал Адаму власть и авторитет. Его авторитету были подвластны все звери. Бог позволил Адаму дать названия всем животным. Представьте только – какое преимущество! «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».
И, наконец, Бог Сам лично общался с Адамом. Бог разговаривал с ним, давал ему указания и, конечно же, выслушивал Адама. Подумайте, какое преимущество иметь общение с Самим Богом! Да, у Адама было все: и прекрасное место жительства, и пища, и работа, и авторитет, и личное общение с Богом. Но все же, мы читаем, что ему чего-то не доставало, и именно Бог заметил этот недостаток, потому что это Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Итак, в чем же еще была потребность? Я уверен, что вы уже догадываетесь, чем еще Бог обеспечил человека, чтобы заполнить пустоту его жизни и избавить от одиночества.
Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», но Он не остановился лишь на оглашении этого факта. Бог не только говорит о проблеме, но также разрешает ее. И каким замечательным было Его решение! Бог сказал: «…сотворим ему помощника, соответственного ему». Вот вам ответ на решение проблемы одиночества человека! Помощник, соответственный ему! Обратили ли вы внимание? Не просто помощник, а помощник, который соответствовал Адаму. Что же это значит? Как понять эти слова Бога?
Представь себе, что однажды, гуляя по городу, ты увидел на тротуаре десятирублевую бумажку. Подняв ее, к своему разочарованию, ты замечаешь, что это только половина. Десятирублевая бумажка разорвана пополам. Половина, которая оказалась в твоей руке, совершенно бесполезна без другой, но ты не захотел выбрасывать ее, а решил сохранить на всякий случай. Продолжая свой путь, вдруг замечаешь вторую половинку, лежащую на краю тротуара. Подняв ее, ты сразу же вынимаешь из кармана найденную раньше половину, чтобы сверить, соответствуют ли они друг другу. Если они точь-в-точь сходятся, то можешь склеить эти две половины, и у тебя будет десятирублевая купюра.
Нечто подобное произошло с первым человеком. Адам, будучи одиноким, был неполноценным. Ему нужен был помощник, соответствовавший ему, способный дополнить то, чего не доставало Адаму. Из этого следует вывод, что соответствующий мужчине помощник должен был чем-то отличаться от него. Как видите, Бог не создал второго мужчину. Иначе, жили бы на земле двое мужчин, оба одинокие и оба испытывающие один и тот же недостаток. Поэтому, Бог создал женщину, которая отличалась от мужчины, но одновременно соответствовала ему и дополняла его. Итак, мы читаем: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Человек является венцом Его творения, и после того, как Бог сотворил мужчину и женщину, мы читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Теперь процесс Божьего творения был завершен. Созданный Им мир был весьма хорош, потому что все было предусмотрено его Творцом. Все созданное получило полное Божье одобрение.
Бог находит самое лучшее разрешение всех проблем, и мы читаем дальше: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие 2:22).
Я хочу обратить ваше внимание на последние слова этого стиха. Бог «привел ее (жену) к человеку». Таким путем Бог совершает самое первое в истории человечества бракосочетание. Он Самолично учреждает институт брака, избирает супругов и приводит женщину к Адаму. Дело в том, что, согласно Божьему плану, Бог Сам устраивает бракосочетание двух людей – мужчины и женщины. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос сказал эти знакомые всем слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Вы заметили, что это Бог сочетал! Господь знал, что Адаму нужен был «помощник, соответственный ему», и потому Он привел к нему Еву. Таким же образом Бог избирает для тебя, дорогой брат во Христе, подходящую супругу, и для тебя, дорогая сестра, соответствующего тебе супруга. Когда ты думаешь о браке, убедись, что Сам Бог устроил твой брак, так как это единственная гарантия для успешной и счастливой семейной жизни. Бог привел жену к человеку. Это значит, что Сам Бог одобряет брак, который входит в Его план для человека. А если это Божий план, то нет сомнения в том, что это хороший план!
Обратили ли вы внимание, дорогие друзья, что брак был одобрен Богом с самого начала, еще до грехопадения человека, еще до того, как грех вошел в мир? Это очень важный факт! В наше время есть люди, которые утверждают, что нет необходимости для вступления в брак. Если мужчина и женщина любят друг друга, то все в порядке, они могут жить вместе! Брак, – говорят они, – это человеческая выдумка, устаревшая традиция.
И на самом деле, нужен ли брак? Бог говорит: нужен! Но разве недостаточно только любить друг друга и жить вместе? Если когда-либо и имелись действительно любящие друг друга люди, то это были Адам и Ева. Они были безгрешны! У них не было эгоизма или еще каких-либо недостатков. Тем более, что все это имело место до того, как грех вошел в мир. И, несмотря на это, Бог дал Адаму и Еве повеление жениться, и Сам сочетал их в браке.
Нет, брак – это не устаревшая выдумка! Брак был придуман не человеком! Это Бог учредил его и сделал фундаментом всех человеческих отношений на земле. Не будем же забывать, что в Божьем плане брак задуман удивительно хорошим установлением! Адам полностью воспринял это Божье решение и признал его именно в этом качестве. Это видно из реакции Адама, когда Бог привел Еву к нему. Адам воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей она будет называться женою: ибо взята от мужа».
Слова Адама, в том виде как они переведены на русский язык, не совсем точно отражают тот восторг и радость, которые пережил он в тот момент, когда Бог привел к нему жену. Слово, переведенное в русском тексте частицей «вот», в еврейском подлиннике означает восклицание наподобие «ура!». Как только Адам увидел Еву, первым словом, произнесенным его устами и записанным в Библии, было «Ура!» Адам понял, что Бог имеет для него чудесный план, и радостно признал, что проблему его одиночества Бог разрешил самым замечательным образом.
Нам также, дорогие друзья, следует возблагодарить Господа за то, что Он учредил этот великолепный институт брака.
Когда молодые люди вступают в брак, то часть христианской брачной церемонии состоит в том, что священник или пастор дает наставления новобрачным. Он напоминает им, чтобы они любили друг друга, заботились друг о друге и т.д. Боюсь, что большинство пар, вступающих в брак, слишком заняты посторонними мыслями в такой момент, чтобы суметь извлечь пользу из этого краткого наставления пастора. Однако было бы очень полезно, чтобы молодожены внимательно выслушали и затем во всем последовали этим добрым советам. Когда Бог сочетал Адама и Еву в браке, Он также сопроводил это небольшой речью. Основные фрагменты этого напутствия записаны в конце второй главы книги Бытие: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». И далее следует замечание: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
В этих двух стихах дается описание супружеских отношений в том виде, в каком планировал их Бог. Тут важно понять, что этот план касался не только брака Адама и Евы. Из чего это видно? Из первых же слов Божьих: «Потому оставит человек отца своего и мать свою». У Адама и Евы не было ни матери, ни отца, чтобы их оставить! Следовательно, эти инструкции касаются всех людей последующих поколений, вступающих в брак.
Рассмотрим теперь первый принцип брака, а именно: «посему оставит человек отца своего и мать свою». Мы назовем этот принцип отделением. Это вполне определенное эмоциональное и физическое отделение. Вступлению в брак должно предшествовать отделение. Когда молодые люди вступают в брак, они не могут по-прежнему зависеть от своих родителей. Теперь они имеют новые обязанности и новый вид взаимоотношений, который важнее взаимоотношений с родителями. Быть может, кому-то покажется отрицательным тот факт, что инструкции о браке начинаются с подобного указания. Но это не так! Господь применяет этот метод потому, что взаимоотношения между мужем и женой должны стать основой человеческих взаимоотношений, и они важнее связи между родителями и детьми.
Оставить отца и мать – часто болезненный процесс как для детей, так и для родителей. Однако это вполне оправданная необходимость. Бог говорит, что этот шаг является фундаментом успешного и счастливого брака.
Оторвавшись от родительского гнезда, человек должен прилепиться к своей жене. Это второй принцип брака – «и прилепится к жене своей». Этот принцип мы можем назвать постоянством. Смысл этого принципа заключается в постоянной, прочной связи между супругами. Брак постоянен, тогда как отношения типа родители – дети часто временны. Супружеские взаимоотношения предшествуют всем остальным видам человеческих взаимоотношений.
В замысле брака Бог предусмотрел его прочность и постоянство. А раз постоянство – это Божье определение, то значит, так оно и должно быть!
Божьи инструкции содержат еще и третий принцип брака – «и будут одна плоть». Это – принцип единства. Единство – это способность вмещать друг друга. Единство состоит в том, что две личности, возможно, резко отличающиеся друг от друга, хотят полностью и без остатка разделить все, чем заполнена их жизнь. Это значит полная отдача, внимательность к нуждам другого и готовность простить от всего сердца его недостатки. Установление брачного единства – это процесс, требующий усилий, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Согласно Божьему замыслу, брак – это особая форма проявления единства между мужчиной и женщиной.
Вторая глава книги Бытие заканчивается такими словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Этот стих говорит о четвертом принципе, принципе физической близости. Физическая близость между мужчиной и женщиной, согласно Божьему замыслу, должна быть сохранена для брачной жизни и допустима только в браке. Подумайте, дорогие друзья, сколько жизней было испорчено оттого, что юноши и девушки злоупотребляли Божьим даром физической близости еще до брака или вне брака. Обратите внимание на то, что принцип физической близости упоминается в Библии в последнюю очередь. Этому есть веская причина. Если в брачной жизни не отведено достаточного места трем первым принципам (отделению, постоянству и единству), то не может быть места и для четвертого принципа, то есть настоящей физической близости. Этот принцип является результатом правильного соблюдения трех предыдущих принципов. Согласно Божьему замыслу, физическая близость в браке должна быть без страха и стыда.
Итак, дорогие друзья, подведем итог. Мы прочитали книгу Божьих инструкций относительно брачной жизни, по крайней мере, ее первые страницы. Я бы советовал вам снова перечитать первые главы книги Бытия и внимательно изучить эти принципы. Помни, дорогой брат и дорогая сестра, если ты хочешь, чтобы твой брак был счастливым, то начни с самого начала, то есть первым делом прочитай Божьи рекомендации на этот счет.
Да поможет вам Господь быть последовательными, соблюдая Его указания и проявляя мудрость в этом вопросе.