Среди тех, кто собирается жениться или выходить замуж, едва ли найдется человек, который сказал бы, что не надеется на удачный брак. Вступая в брак, люди не думают о возможности неудачи, тем более развода. Подобные мысли совершенно неестественны для молодоженов. И, тем не менее, число неудачных браков растет, а количество разводов резко увеличилось не только среди неверующих, но и среди называющих себя христианами. Почему? В чем причина?
Причина трагедий в семейной жизни кроется в нашей забывчивости. Мы забыли, в чем заключается первоначальный замысел брака, мы забыли Того, Кто является Инициатором и Господом брака. Вот почему наши самые лучшие стремления и намерения все чаще и чаще заканчиваются неудачей.
Что нужно сделать для того, чтобы брак был успешным? Есть ли хоть какая-нибудь надежда на благополучный исход? Я убежден, что ваш брак, или брак любой другой пары, может быть успешным при одном условии: если муж и жена готовы не только слушать, но и слушаться Инициатора и Господина Брака – Бога. Это Он учредил брак и оставил нам Свои «инструкции» супружеской жизни. Он открыл нам Свой план в Слове, в жизни Своего Сына, Иисуса Христа, и через Духа Святого, обитающего и действующего в каждом верующем. Итак, Бог явил нам Свой замысел о браке тремя разными способами: через посредство Библии, Жизни Иисуса Христа и действия Святого Духа. Начните пренебрегать любым из этих трех источников учения о браке, и вы скоро обнаружите, что ваш брак зиждется на очень зыбком фундаменте.
Учение Слова Божьего является одной из трех основ брака. Как уже было сказано, идея брака принадлежит Богу. Он учредил брак еще до грехопадения Адама и Евы и Сам сочетал первую супружескую пару. В тот особый момент истории человечества Бог дал наставление Адаму и Еве, указав молодоженам, что будет способствовать успеху их семейной жизни. Вот что мы читаем в Бытие 2:18, 20-25:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Итак, в Слове Божьем мы находим Божьи указания, исполнение которых является залогом успеха в семейной жизни. Напомним их себе еще раз.
Первый принцип – отделение от родительской опеки. Теперь вы больше не должны искать убежища, защиты, финансовой помощи у своих родителей. Родители не должны больше быть источником для удовлетворения этих нужд. Все нужды такого рода должны быть усмотрены в новых отношениях, в отношениях между мужем и женой.
Если, вступая в брак, вы продолжаете зависеть от родителей, ища у них поддержки в удовлетворении эмоциональных или физических нужд, будьте осторожны, ваш брак будет стоять на очень шатком основании! Этот принцип касается не только тех, кто собирается вступить в семейную жизнь, он касается также родителей.
Родители, освободите своих детей! Возможно, это будет наилучшим свадебным подарком, который вы можете преподнести. Если вы дали своему сыну согласие на его брак, в таком случае, позвольте ему быть ответственным мужем, а не зависимым ребенком. То же самое и с вашей дочерью. Расставание с отцом и матерью – процесс болезненный и для детей, и для родителей, но он необходим. Поступить так – значит заложить основание для хорошего брака.
Чтобы брак выдержал натиск житейских бурь и волнений, супруги должны осознавать, что их узы постоянны. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей…» Оставит и прилепится. Разорвет и свяжет. Первый принцип – отделение, второй – прочность, постоянство. Учредив брак, Бог имел в виду его постоянство. Что подразумевается под постоянством? Может быть, сохранение брачных уз до тех пор, пока не улягутся чувства, обычно присущие молодоженам? Постоянство брачных уз. Что это значит? Какой его срок: 10 лет или 15? Нет, постоянство брака означает быть вместе до конца, без условий и без ограничений. Развод, как одна из возможностей разрыва брачных уз, никогда не предусматривался в Божьем проекте брака.
Молодые люди, когда у вас появляются мысли о замужестве или женитьбе, не думайте о разводе даже как о возможном варианте. Да, безусловно, будут трудные периоды, будут противоречия, но «что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Среди христиан есть супруги, которые хотели бы развестись, но, опасаясь осуждения со стороны других верующих, они воздерживаются от этого шага. Их брак не достоин называться браком. Они живут в одном доме, но между ними тысячекилометровые расстояния. У них одна фамилия, но их любовь в бессрочном отпуске.
Единство – третий из основных принципов брака. «И будут одна плоть». Достижение единства в браке – процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство – это способность слушать и прощать. Единство – это когда две личности, возможно, резко отличающиеся друг от друга, хотят полностью, без остатка делиться всем, что наполняет их жизнь. Единство достижимо тогда, когда муж и жена дополняют друг друга. Бог дал Адаму соответствующую ему жену.
Единство – это не подобие, не однородность. Мы склонны путать единство с подобием. Подобие означает, что ты должен быть похож на меня, ты должен реагировать так же, как я. Допустим, что ваша жена только что гладила и прожгла дыру на красивых, новых шторах. Она в слезах. Вам, спокойному и выдержанному мужчине, так и хочется сказать: «Не будь неразумной, это всего-навсего шторы! Стоит ли слезы проливать?!» Вам просто не понятно, как такая мелочь может привести к слезам. «Если бы я сжег шторы, я не стал бы плакать!» Фактически вы ожидаете, чтобы ваша жена реагировала точно так, как вы сами. Это подобие, которому нет места в гармоничном, здоровом браке. В подобном случае любящий муж утешит свою жену, утрет ей слезы, выразит поддержку и любовь, в которых она так нуждается в данный момент. Разделить жизненные трудности и помочь жене справиться с этими трудностями – это единство в браке.
Прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Четвертый принцип, принцип физической близости, упомянут последним в Божьем перечне фундаментальных принципов брака. И это не случайно. Муж и жена могут испытать наслаждение от физической близости лишь при условии наличия вышеупомянутых отделения, постоянства и единства. Удалите любой из этих принципов, являющихся краеугольным камнем в фундаменте брака, и ценность физической близости исчезнет. Адам и Ева не стыдились друг друга. Между ними не было ничего скрытого, не было смущений, не было страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило абсолютную раскрепощенность, свободу как эмоциональную, так и физическую.
Однако после того, как грех вошел в их жизнь, картина изменилась. После грехопадения сразу же появилась неловкость, и Адам с Евой стали прикрывать себя. Составной частью брака, созданного Богом, является физическая близость без страха и смущения. Она одобрена Богом. Но сатана старается разрушить хорошее.
Итак, отделение, постоянство, единство и физическая близость–краеугольные камни в Божьем основании брака.
Учредив брак, Господь Бог не оставил нас в неведении о том, что необходимо для того, чтобы брак был удачным. Бог открыл Свои намерения о браке через Слово Божье, через жизнь Иисуса Христа и через живущего в сердцах верующих Духа Святого. Выше уже было сказано о том, насколько важны Божьи инструкции о браке, записанные в Библии. Но помимо них, мы имеем личный пример Иисуса Христа.
В Послании к Ефесянам (5:1) Апостол Павел пишет: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные. ..» Затем переходит к теме брачной жизни. Так что, как я понимаю, брачная жизнь должна быть жизнью подражания Богу. Во втором стихе этой же главы сказано: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу».
Итак, во-первых, нам велено любить друг друга, как Христос возлюбил нас. Все вы, конечно, знаете, что подлинник Нового Завета был написан на греческом языке. В греческом есть три слова: «эрос», «филео» и «агапе», которые переведены на русский язык одним словом – любовь. Первое слово «эрос» указывает на половое влечение. Слово «филео» передает смысл дружеских отношений, а слово «агапе» обозначает божественную, жертвенную любовь, проявившуюся в крестной смерти Иисуса Христа за грехи человечества. И именно вот этой любовью («агапе») мы призваны любить друг друга. Вы скажете: а возможно ли это?
Действительно, подлинной любовью может любить только тот человек, в сердце которого живет Иисус. «Агапе» – это Божья любовь, и Бог желает, чтобы между супругами была именно такая любовь, почему и сказано: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25). Из этого видно, что, следуя примеру Иисуса Христа, мы должны любить так, как Христос возлюбил нас, но мы должны также и жить, как жил Иисус Христос.
В этой же главе Послания к Ефесянам мы читаем следующее: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света… Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые». Поступайте, то есть живите так, как жил Христос. А как жил Иисус Христос? Он жил в святости, и мы должны жить святой жизнью.
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение. Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».
Иисус Христос жил в свете, и мы должны жить в свете. В стихе восьмом сказано: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света». Наш Господь Иисус Христос жил праведной жизнью, и мы с вами призваны к праведности, «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (ст. 9).
Наш Господь Иисус Христос никогда и ни в чем не ослушался Бога Отца, Он жил послушной Богу жизнью, и нас Бог призывает через Апостола Павла: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (ст.10). Жизнь Иисуса Христа была плодотворной. Не удивительно, что и к Его последователям обращено повеление: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (ст.11). Наш Господь и Спаситель, Иисус Христос, в течение Своей земной жизни явил особую мудрость. Поэтому и мы с вами призваны: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (ст. 15).
Пребывая в святости, в «свете», в праведности; живя плодотворной, благоугодной Богу жизнью и являя особую мудрость, Иисус Христос многократно напоминает, что это же доступно всем Его последователям.
Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матфей 11:29). Из личного примера Иисуса Христа мы можем научиться любить, как любил Христос, и жить, как жил наш Господь, а также повиноваться друг другу, как Христос повиновался Своему Отцу.
В той же 5-ой главе Послания к Ефесянам (ст. 17- 18) мы читаем: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином.., но исполняйтесь Духом…» и далее Апостол дает конкретные указания о том, как познавать волю Божью и как исполняться Духом.
Интересно, что повиновение является составной частью этих процессов. «Познавайте, что есть воля Божия… исполняйтесь Духом…» Как это сделать? «Назидая самих себя псалмами и славословиями.., воспевая в сердцах ваших Господу.., благодаря всегда за все Бога и Отца…» и «Повинуясь друг другу в страхе Божием». И дальше Господь через Апостола Павла говорит, как мы можем научиться повиноваться друг другу в семье, взирая на личный пример Иисуса Христа: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».
Апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» Обратите внимание на эту удивительную аналогию повиновения. Следуя примеру Христа, жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу. Точно так, как она откликнулась бы на обращение Господа к ней, так жена-христианка должна реагировать на слова своего мужа. Но Апостол Павел на этом не останавливается и добавляет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» Основная роль мужей – это большая любовь к женам и аналогия, приведенная здесь, не менее интересна: мужьям велено любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…»
Богобоязненная жена спрашивает: «Господи, как я могу проявить свою любовь к Тебе, исполняя предназначение, к которому призвана?» Бог отвечает: «Прояви ее в повиновении своему мужу». Богобоязненный муж задает вопрос: «Господи, как я могу быть мужем, который был бы угоден Тебе?» Бог отвечает: «Твоя безграничная любовь к жене покажет Мне и миру, насколько сильно ты любишь Меня».
Любовь и повиновение затрагивают животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю своего мужа, чтобы жить для него? » В свою очередь муж спрашивает: «Достаточно ли сильно я люблю свою жену, чтобы умереть за нее?»
Брак, в котором есть любовь и повиновение – прочный и успешный брак. Но помните, что сказано о том, как мы должны повиноваться: «Повинуясь друг другу в страхе Божием». Брак – это жизнь постоянного сотрудничества.
И наконец, Бог открывает нам Свой замысел о браке в водительстве каждого христианина Духом Святым. В Первом послании Апостола Павла к Фессалоникийцам (5:21) идет речь о действии Духа Святого, которое дарует нам знание о воле Бога особым путем: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Хотя здесь и слова нет о Духе Святом, но этот текст, как и упомянутый выше из Послания к Ефесянам (5:10), мы должны рассматривать во свете другой библейской истины о том, что это Сам Дух Божий помогает нам испытывать различные жизненные ситуации, чтобы увидеть в них возможность прославить Бога.
Действительно, только Бог может испытывать все верно и безошибочно и, если бы нам самим было предоставлено исполнение этой задачи, то, конечно же, никто бы не справился с нею надлежащим образом. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Коринфянам 2:12). Быть водимым Духом Бога или быть исполненным Им есть безусловное повиновение Его водительству в нашей жизни.
Это особого рода знание, которому Дух Святой учит нас в каждом обстоятельстве нашей жизни, в каждом ее событии и в каждом встречном человеке. Дух Божий свидетельствует нам в голосе нашей совести и в особой внутренней убежденности, которые, конечно же, не расходятся с истинами Писания. Мы также познаем волю Божью относительно ежедневного выполнения наших семейных обязанностей посредством опыта преодоления житейских трудностей и последствий от наших неудач. Все это – работа Духа Святого, к голосу Которого мы обязаны прислушиваться в каждый момент нашей жизни.
Возможно, среди наших читателей есть те, кто совсем недавно вступил в брак или готовится к этому важному событию своей жизни. Мне хотелось бы присоединиться к вашим близким и друзьям и пожелать вам радости, счастья и успеха в семейной жизни. Но это всего лишь пожелания, а не гарантии, что именно так все и будет. Гарантировать успех можете вы сами. Как? Своей готовностью жить согласно учению Слова Божьего, следуя примеру Иисуса Христа. Начните строить свою супружескую жизнь на прочном основании, и вы никогда не пожалеете об этом.
В пожелание я хочу оставить вам еще один стих из первой главы Послания к Филиппийцам: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Моя молитва, чтобы этот стих стал реальностью в вашей жизни.