В этой главе я хотел бы обратиться к тем, кто уже пересек границу совершеннолетия, но еще не вступил в брак. Я не намерен что-то советовать тем, кто холост или не замужем и доволен своим положением, потому что знает, что это воля Божья для них. Они уверены, что для них это наилучшее, потому что таким образом могут лучше служить Богу. Да благословит вас Господь, если вы относитесь к этой категории!
Возможно, вы предпочли бы вступить в брак и желаете иметь семью, но по разным причинам добровольно решили пока не предпринимать этот шаг, потому что еще не готовы к супружеской жизни или просто не видите подходящей кандидатуры.
В нашей небольшой церкви довольно высокий процент незамужних и неженатых. Для одних это не проблема, они уверены, что это воля Божья и даже дар Божий. Но для других отсутствие семьи является большим бременем; такие люди предпочли бы вступить в брак. Они чувствуют себя ущемленными, и жизнь свою считают неполноценной.
Как-то мы обсуждали вопрос о браке и безбрачии в нашем кружке по разбору Библии. Каждому участнику была предоставлена возможность высказать свое мнение. Имеющие семьи одобряли тех, кто не состоял в браке. Некоторые из холостяков свидетельствовали о том, как Бог благословил их и совершил через них великие дела, отчасти благодаря тому, что они не имели семьи. Другие пытались убедить себя и окружающих в том, что они довольны своим положением, однако, на самом деле все равно чувствовалось, что они не до конца удовлетворены своей жизнью. Затем Анна-Мария, девушка, которой было около тридцати, интеллигентная, привлекательная и искренняя христианка, заговорила с присущей ей откровенностью: «Я очень рада за тех из вас, кто доволен своей холостяцкой жизнью, но что касается меня, я бы предпочла иметь семью. Я хотела бы выйти замуж, но решила не делать этого, по крайней мере, теперь. Вы понимаете, Господь просто не послал мне подходящего мужа, за которого я могла бы выйти замуж. И я предпочитаю лучше оставаться незамужней, чем вступить в брак с первым попавшимся человеком без Божьей на то воли».
Спокойная откровенность сестры послужила добрым примером для всех присутствующих. У этой девушки были особые стандарты, Божьи стандарты, и она готова была строить свою жизнь соответственно этим стандартам, даже если бы это значило остаться незамужней до конца жизни. Она поняла, что жить по Божьей воле и по Божьим стандартам порой может означать необходимость совершения нелегкого выбора.
Апостол Павел называет Божьими дарами как супружество, так и безбрачие. Наверняка, немногие из нас подвергли бы сомнению его слова, если бы Апостол назвал даром лишь супружество. Но когда речь заходит о безбрачии и о нем говорится, как о даре, то многие из нас склонны реагировать словами того же библейского автора: «Блаженнее давать, нежели принимать!»
Безбрачие – это дар, который никто не хочет принять и охотно бы отдал другому. Тем не менее факт остается фактом, и жизнь вне брака является даром Божьим.
Говоря о подарках вообще, важно помнить, что чем лучше знает вас человек, приготовивший подарок, тем больше вероятности, что он подарит именно то, что более всего вам необходимо. Я вспоминаю, как много раз в день своего рождения, получив подарок от человека, который знал меня не очень хорошо, я находил в пакете очень красивый, но совершенно непрактичный подарок. Мне дарили книги на незнакомых языках, одежду, не подходящую по размеру и т.д.
Я уверен, что вам также приходилось получать такие подарки. У человека были только добрые намерения и сам по себе подарок отличный, но предназначенный для кого-то другого. Если человек, преподнесший вам подарок, знает вас недостаточно хорошо, то, по всей видимости, подарок будет малоподходящим.
Но наш Бог всегда знает, что является лучшим для нас. Псалмопевец (138:1-4) пишет: «Господи! Ты испытал меня и знаешь… Ты разумеешь помышления мои издали… и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Бог, так хорошо знающий нас, намного больше заинтересован в том, чтобы одарить нас хорошими дарами, чем наши лучшие друзья или даже родственники. Небесный Отец желает для Своих детей самого лучшего, а не просто чего-то посредственного.
Говоря о даре безбрачия и о даре супружества, постараемся искренне возблагодарить Господа, каким бы ни было наше положение и каким бы тяжелым и непонятным ни казалось оно нам.
В Послании Иакова (1:17) сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». А во второй главе Послания к Ефесянам говорится о даре спасения: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Бог дает дары, а мы принимаем их. Это касается дара вечной жизни, даров Духа Святого, которые мы используем в христианском служении, а также дара безбрачия и супружества. Возможно, что это не тот дар, который бы вы выбрали для себя. Однако помните, что это не наше дело, выбирать дары. Действительно ли мы верим этому? Если так, то в нашей жизни не должно быть места для предварительных планов, интриг, обмана, предпринимаемых с целью найти супруга. Если супружество есть Божий дар, то Бог имеет право дать его именно в такое время, когда Он хочет.
У людей мира сего принято составлять планы на будущее, заниматься интригами, тратить время, средства и энергию, пытаясь найти супруга. Сколько раз бывало, что и меня спрашивали: «Чего же ты ждешь от Бога? Хочешь, чтобы жена для тебя свалилась с неба? » В то время на этот вопрос я отвечал молчанием, но сегодня, оглядываясь на прошлое, я могу с уверенностью сказать: «Да!».
Я не хочу сказать этим, что нам следует ходить с закрытыми глазами и вслепую нащупывать свой жизненный путь. Нет! Но нам не следует также всецело предаваться мыслям о том, как бы найти супруга или супругу. Иногда создается такое впечатление, что некоторые люди постоянно заняты охотой, дичью в которой является существо противоположного пола. Мы, христиане, не должны сосредоточиваться исключительно на мыслях о браке. Предполагаемый, потенциальный объект брака не должен становиться причиной переезда на другое место жительства, перемены работы или еще каких-то других действий.
Будьте откровенны и скажите, сколько раз вы, будучи молодыми, отправлялись в церковь или на молодежное собрание, где самый большой интерес для вас представляли парни или девушки, которых вы надеялись встретить там? Мы привыкли называть это общением, но не обманываем ли мы себя? Ведь порой мы приходим туда, в первую очередь, из-за кого-то, кто может стать потенциальным объектом для будущего брака.
Если супружество и безбрачие являются дарами от Бога, как об этом говорит Библия, тогда нам следует обращаться с ними, как с дарами. Но как часто молодые люди планируют свою жизнь в отношении своего супружества еще до брака, то есть до того, как они получат этот дар от Бога! Они ходят в церковь, думая о браке, ведут разговоры о супружестве, планируют и строят предположения. Это трагическая ошибка, дорогие друзья! К тому же это напрасная трата драгоценного времени и энергии. Не стройте планов в отношении брака. Посмотрите в лицо фактам. Возможно, что вы никогда не женитесь или не выйдете замуж!
На протяжении всей истории церкви существовали ложные представления о безбрачии. Одни учат, что безбрачие – это странность, причуда, недостойное положение. Возможно, что такое мнение не всегда выражается словесно, но расхожее отношение людей к неженатым или незамужним говорит громче всяких слов. Другие, наоборот, считают, что безбрачие само по себе имеет особую духовную ценность и достоинство. Что, мол, те, кто остается в безбрачии, более духовны, чем семейные люди. Согласно учению Иисуса, оба этих взгляда ошибочны. Иисус Христос учил, что безбрачие – это дар Божий. И если он от Бога, то не может быть странностью, а с другой стороны, если это дар, то он не может быть знаком особого достоинства. Мы не можем заслужить дар Божий. Мы можем просто принять его!
В 19 главе Евангелия от Матфея Иисус указывает на факторы, которые определяют безбрачие. «Есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
Здесь перечислены три группы людей. Во-первых, Иисус говорит, что безбрачие может быть неизбежным из-за врожденных обстоятельств. «Есть скопцы, которые родились так». Слово «скопец» означает – кастрированный человек. Но Христос использует это слово в более широком значении. Он включает в это понятие тех, кто по какой-либо причине считают невозможным или неблагоразумным вступать в брак. Есть такие, кто из-за того или иного физического недостатка или по причине умственной отсталости не могут вступить в брак. Эти люди не забыты Богом, и они имеют место в плане Божьем.
Во-вторых, «есть скопцы, которые оскоплены от людей». Такие случаи были нередкими в истории Римской империи. Это те, которых физически оскопили, – рабы (евнухи) или священники при храме. Но встречаются и другие обстоятельства, обуславливающие безбрачие, – несчастные случаи, длительные сроки тюремного заключения и др. К этой категории можно отнести и тех, кто никогда не получал предложения на вступление в брак. И этих людей Бог не обошел Своей заботой.
Третья группа состоит из тех, кто избрал безбрачие. Это «скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Есть люди, которые решили не вступать в брак из-за преданности служению Господу.
При определенных видах служения супружеская жизнь является помощью и поддержкой. Но в служении существуют и такие сферы, когда лучше не вступать в брак. Вне всякого сомнения, безбрачие – это нормальный образ жизни. Но из последних слов Иисуса очевидно, что не все могут иметь этот дар. Господь говорит: «Кто может вместить это, да вместит».
Если вы принадлежите к одной из перечисленных трех категорий, не ропщите, не сетуйте и не ожесточайтесь. Примите этот факт, как особый Божий дар для вас.
По мере того, как вы научитесь жить, день за днем полагаясь на Божью милость, вы начнете испытывать совершенно неведомую ранее свободу, о существовании которой даже не мечтали. Вы будете свободно строить нормальные и здоровые взаимоотношения с людьми всех возрастов и не будете испытывать необходимости производить впечатления на кого-либо. Вы будете свободными, вы будете людьми, соответствующими Божьему замыслу, и с благодарностью сможете принимать те дары, которые хочет дать вам Господь.
В современном обществе молодые люди находятся под постоянным давлением со стороны окружающих их друзей и родных, которые из самых лучших побуждений считают, что им необходимо вступить в брак. Такое постоянное подталкивание вынуждает христианскую молодежь прибегать к порочным способам, а это никогда не может быть согласно с волей Божьей.
Слово Божье говорит нам, чтобы мы были мудрыми и познавали, что есть воля Божья. Когда человек влюблен, трудно трезво мыслить и быть объективным, что касается воли Божьей для его жизни. Начать искать волю Божью нужно, прежде чем придет любовь; если вы влюблены, ваше сердце может вас обмануть. Имея в виду то, что вы можете влюбиться только в человека, которого знаете, проявите мудрость в выборе друзей.
Какие же Божьи стандарты мы должны иметь в виду, например, при выборе мужа? Хотя обычно предложение делает парень, но за девушкой остается право согласиться или отвергнуть его предложение. И не может быть брака без согласия женщины, так что обе стороны участвуют в принятии этого решения. Вы никогда не можете начать оправдываться, что, мол, «он заставил меня решиться на этот шаг». Итак, каким должен быть человек, за которого вы согласились бы выйти замуж?
Искать стройного, смуглого молодого человека спортивного телосложения недостаточно. Погрузившись в будни семейной жизни, вы обнаружите, что эти качества недолговечны. Внешний вид очень мало говорит о том, насколько тот или иной молодой человек может быть хорошим мужем. Смотрите глубже, не на его внешность, а принимайте во внимание, прежде всего, его сердце. Вот, например, несколько вопросов, которые вы могли бы себе задать:
Можно ли сказать, что он человек с честным и хорошим характером?
Каково его отношение к Иисусу Христу?
Активен ли он в церкви?
Проявляет ли он доброту и внимание к другим?
Говорит ли он только о самом себе?
Проявляет ли он интерес к твоим нуждам и интересам?
Способен ли он контролировать физическое влечение к тебе?
Уважает ли он твои взгляды и убеждения?
Обращается ли он с тобой с нежностью и с уважением?
Готов ли он любить тебя так, как Христос любит Церковь?
Очень полезно было бы задать себе эти вопросы.
Бог предъявляет к мужьям высокие требования, и женам следует поступать так же. Не позволяйте себе попасться на приманку рационализма, что, мол, «не существует идеальных мужей». Поверьте, когда Бог пошлет вам человека по Своему выбору, он или она будут идеальными для вас. Не соглашайтесь на меньшее, чем самое лучшее, приготовленное для вас Богом.
Но как узнать, кто является Божьим избранником для вас? Избранный Богом супруг должен быть не только верующим, что, безусловно, важно, но и духовно возрастающим христианином, богобоязненным человеком, а не только называющим себя таковым или доступным в данный момент кандидатом.
Вполне возможно, что какое-то время вам придется жить в безбрачии, просто из-за отсутствия богобоязненного человека, могущего стать вашим спутником жизни. Даже среди самых глубоко верующих людей встречаются мужчины и женщины, живущие в безбрачии. И это не потому, что не было желающих вступить с ними в брак, а просто потому, что они не встретили еще действительно богобоязненного и подходящего для себя супруга.
Воля Божья состоит в том, чтобы, в первую очередь, мы были богобоязненными людьми, а не женатыми или замужними. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей 6:33).
Воля Божья состоит также и в том, чтобы мы не ограничивали Бога временем. Не наше дело подсказывать Богу, когда Ему следует свершать планы в нашей жизни. Ведь дорогие золотые часы – это отличный подарок для взрослого человека, но вряд ли он подойдет четырехлетнему ребенку. Дар хороший, но время выбрано неправильное, поэтому он становится бесполезным.
Этот принцип относится и к Божьим дарам. Дорогие друзья, мы слишком часто попадаем в затруднительное положение из-за того, что стараемся присвоить себе дар, прежде чем мы в состоянии правильно обращаться с ним. Нет ничего плохого в замужестве, это хороший дар, и Бог не только учредил, но и одобрил его. Но мы должны предоставить возможность Самому Господу преподнести хорошие дары в Им же назначенное время. Не нужно устанавливать сроки вроде того, что, мол, 23-летний возраст – это наиболее подходящее время для вступления в брак. Не надо заявлять: «До того, как мне исполнится 24 года, я обязательно женюсь!» Вполне возможно, что вы и на самом деле женитесь, ведь каждый может жениться! Но вы совершите непоправимую ошибку, если не дождетесь проявления Божьего выбора и Богом назначенного времени.
Дорогие читатели, если кто-либо из вас не женат или не замужем, то вот несколько советов, которые неплохо было бы принять вам во внимание.
Во-первых, учтите, что каждый человек нуждается в добрых товарищеских отношениях, все мы нуждаемся в настоящих друзьях. Если человек не имеет собственной семьи, то это не значит, что он должен избегать общения с братьями и сестрами по вере с тем, чтобы жениться или выйти замуж. Мы должны наслаждаться общением друг с другом независимо от нашего семейного положения, оказывая помощь и поддержку всем, кто в ней нуждается.
Во-вторых, не забывайте, что брак строится на уже сформированных характерах обоих супругов. Удачный или неудачный брак не обусловлен кулинарным мастерством жены или величиной заработка мужа. Счастливому браку сопутствуют такие качества, как щедрость, проявление взаимного внимания и доверия в супружеской жизни. Поэтому неплохо было бы развивать эти качества еще до вступления в брак. У Бога нет разных стандартов – один для брака, а другой для безбрачия. Во всех случаях мы должны отражать в себе образ Христа.
В-третьих, помните, что Господь заботится о безбрачных. Он знает, что значит быть одиноким. Ему известно это состояние. Но Бог не вынуждает человека к одиночеству. Это не Божье предназначение. Старайтесь быть в общении с людьми, любящими Господа. Если вы чувствуете себя одиноким, то лучшим средством в этом случае является общение с другими людьми. Это простое средство, но им часто пренебрегают.
Дорогие друзья, в каком бы мы ни были положении, к какому бы состоянию ни призвал нас Господь, будем же всегда с благодарностью принимать из Его рук те дары, которые Он дает нам.