Как передать нашим детям живую, крепнущую веру в Господа? Как уберечься от того, чтобы наша жизнь не послужила плохим примером? А что, если мы уже допустили довольно грубые ошибки?
Почему так получается, что у глубоко верующих родителей вырастают дети-бунтовщики? Поколение за поколением этот вопрос продолжает преследовать родителей. Некоторые пытаются дать простой ответ, говоря: это вина родителей. Если бы сами родители следовали определенным правилам и делали то, что они должны делать, все было бы в порядке, из их детей выросли бы хорошие, примерные христиане. Однако в действительности оказывается, что не все так просто.
Если причиной неудач являются только ошибки родителей, тогда чем объяснить падение Адама и Евы? Можно ли мечтать о лучшем воспитании чем то, которое они получили от самого Бога? Однако несмотря на то, что их отцом и примером был Сам Бог, они сделали свой собственный выбор.
Поэтому, дорогие родители, не попадайте в капкан вины, не вините себя за то, что ваши дети выросли не такими, какими вы хотели бы их видеть. Если вы допустили ошибки в воспитании, признайтесь в этом, исповедайте их. Да, даже постарайтесь рассказать своим детям, что вы сожалеете о допущенных ошибках, но не тяготитесь чувством вины. Вручите своих детей в руки Господа и не прекращайте молиться о том, чтобы Он привлек ваших блудных сыновей и дочерей к Себе.
Когда дети вырастают не такими, какими нам хотелось бы их видеть, попытки обвинить в этом кого-то другого не имеют никакого смысла. И все же, очень важно не забывать, что в распоряжении родителей имеются огромные возможности, которые они могут использовать, чтобы указать своим детям на Господа.
Читая Библию, мы часто встречаем на ее страницах родителей и детей. Все семьи условно можно разделить на три группы. Каждая из них символизирует определенную категорию людей:
1) верных Богу;
2) нейтральных (ни горячих, ни холодных, наподобие лаодикийской церкви);
3) мирских.
Вы также сможете определить, к какой группе принадлежит ваша семья, вы и ваши дети. И у вас есть возможность усвоить Божьи принципы, и, пока еще не поздно, переместиться со своей семьей в первую группу.
В Ветхом Завете мы читаем, что преемник Моисея, Иисус Навин, в конце своей жизни обратился к народу Израильскому с такими словами: «Изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам аммореев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:15).
Мы можем сказать, что Иисус Навин со всей своей семьей принадлежал к первой группе. Он полностью посвятил свою жизнь Господу. В его жизни Бог занимал первостепенное место. Иисус Навин прилагал все усилия для того, чтобы передать факел веры своим потомкам.
Однако, чем объяснить сам факт того, что Иисус Навин был во всем верным Богу, что он по праву мог принадлежать к первой группе? В 24 главе Книги Иисуса Навина мы читаем: «И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю» (Иисус Навин 24:31).
Иисус Навин и Его современники были очевидцами Божьих чудес в их жизни. Они собственными глазами видели, как солнце остановилось на одном месте и некоторое время не шло к закату, они пересекли реку Иордан по суше, они побеждали врагов, когда, казалось, невозможно было рассчитывать на победу. Однако обратите внимание, что случилось с потомками Иисуса Навина. Следующее поколение знало обо всех этих чудесах и продолжало служить Господу. Необходимо отметить, что услышать о том, что совершил Господь – это одно, а пережить это в собственной жизни – совершенно другое. Заметьте, как эта разница сказывается на третьем поколении.
Во второй главе Книги Судей Израилевых вот что мы читаем о потомках Иисуса Навина: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим (здесь имеется в виду второе поколение), и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, – тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа…» (Судей 2:10-11).
Заметили ли вы, что произошло? Первое поколение жило угодной Богу жизнью и было очевидцем чудес Божьих в их жизни. Они видели и знали, что Бог был на их стороне. Это первое поколение, полностью посвятившее себя Господу, является прообразом первой группы, о которой мы говорили вначале, то есть прообразом людей, верных Богу.
Второе поколение тоже верит в Бога. Второе поколение знает обо всех чудных делах Божьих, свидетелем которых было первое поколение. Второе поколение является прообразом второстепенного посвящения, иными словами, это было не столько посвящение Господу, как следование традициям родителей.
Третье же поколение не знало Бога вообще, включая и то, что Он совершил для Израиля. В третьем поколении уже совсем не видно посвящения Господу, и совершенно очевидна любовь к миру.
Сменилось всего лишь три поколения, но налицо падение, неуклонное скольжение по наклонной вниз. Люди, которые, образно говоря, принадлежат ко второй группе, представляют тех, в жизни которых нет полного посвящения Господу. Вместо того, чтобы всецело посвятить себя служению Господу, они на первое место ставят свои собственные интересы. Начав с мелочей, они постепенно привыкают к жизни компромиссов.
Представители третьего поколения наблюдают за жизнью второго поколения и видят эти компромиссы. Они видят, что в жизни их родителей Бог не занимает особого места, на Него мало обращают внимания, а поэтому третье поколение отворачивается от Бога. Заметив лицемерие, третье поколение бунтует.
Когда мы смотрим на тех, кто условно относится к первой группе, и сравниваем их с представителями второй группы, создается впечатление, что между ними нет существенной разницы. И те, и другие ходят в церковь, молятся и славят Бога. Однако существует огромное различие между внутренним миром тех и других.
Действительно, для постороннего наблюдателя, исходя из ваших слов или поступков, вполне можно предположить, что вы верный христианин, всецело посвятивший свою жизнь служению Богу. Однако вы никогда не сможете скрыть непоследовательности вашей внутренней жизни от своих детей. Они хорошо знают, что существует огромная разница между первой группой и второй. И эта разница произведет неизгладимое впечатление на ваших детей и во многом определит их отношение ко Христу в частности и к христианству в целом.
В Библии есть немало примеров того, как посвящение Богу постепенно сменялось любовью к миру. Например, давайте обратимся к семейству псалмопевца Давида.
Куда или к какой группе вы бы отнесли самого Давида? Он всецело посвятил свою жизнь Господу, поэтому можно сказать, что он относится к первой группе христиан. Да, он согрешал и допустил много ошибок, и, несмотря на это, по-прежнему был движим желанием ходить свято перед Господом и быть употребленным Им.
У Давида был сын, Соломон, который начал идти по стопам отца и молился, чтобы Бог дал ему мудрости и помог полагаться на Божью силу в управлении израильским народом. Но через некоторое время духовный рост Соломона был остановлен, и его внутренний человек совершенно охладел.
У Соломона был сын Ровоам. Давайте вспомним, каковой оказалась судьба израильского царства, заложенного Давидом и укрепленного Соломоном. В дни Ро воама это царство разделилось на два враждующие лагеря. Как видите, этого потомка Давида уже можно отнести к третьей группе. Перед нами – та же самая наклонная, нисходящая вниз, из поколения в поколение, из одной группы в другую.
Представим себе: отец семейства, которого можно отнести ко второй группе, свидетельствует во время богослужения: «Я люблю Господа. В моей жизни нет ничего дороже. Я люблю Слово Божье». Но по дороге в церковь его дети были свидетелями ссоры, состоявшейся между родителями. Когда же они пришли в церковь, отец надел духовную маску, прикрывшую этот порок. Также и после посещения церкви, когда он возвратился домой и находился в домашней обстановке, не было видно даже намека на ту ревность по Богу, о которой он свидетельствовал в церкви. Его Библия снова возвратилась на полку и пролежала там до следующего богослужения.
Теперь зададимся вопросом: Какие выводы сделают дети, наблюдая за своим отцом? Его поведение говорит само за себя, и оно состоит в следующем: «Христианская жизнь – это жизнь напоказ, она очень далека от реальности!» Как вы думаете, а в какой группе окажутся его дети? Безусловно, в третьей.
Дорогие родители, хотите ли вы, чтобы ваши дети жили жизнью всецелого посвящения Господу, чтобы они были в первой группе? Да, но дело в том, что они сами должны принять это решение. Вы не можете заставить их принять ваши убеждения и верить в вашего Бога. Вы не можете заставить их жить так, как хочет Бог, чтобы они жили. И в то же самое время, ваш личный пример, степень вашего посвящения Господу в реальных условиях будничной жизни может помочь вашим детям принять правильное решение. Они смогут безошибочно определить, к какой группе вы принадлежите.
Любовь к Господу должна быть первостепенным делом вашей жизни, а чтение слова Божьего должно стать вашей ежедневной пищей. Если вы будете читать Библию только раз в неделю, какую веру смогут унаследовать от вас ваши дети? Очень слабую. Господь говорит, что для того, чтобы вам было что передать своим детям, вы должны пребывать в постоянном, живом общении с Ним.
Не забывайте, ваши дети должны видеть, что Иисус Христос занимает первое место в вашей жизни. Они должны видеть, что вы не стыдитесь своей веры, а наоборот, хотите, чтобы другие знали о Христе, а также о том, что Он может совершить в их жизни. Для того, чтобы понять своих детей и дать им правильное направление в жизни, мы, родители, нуждаемся в мудрости и силе Духа Святого. Мы слишком часто поддаемся искушению думать, что сможем избежать неудач, и даже тешим себя мыслью, что жизнь наших детей будет протекать гладко только потому, что они выросли в христианской семье. По этой причине мы оказываемся совершенно неподготовленными к бунту со стороны наших детей. И это случается довольно часто в христианских семьях.
Многим родителям-христианам присуща одна и та же ошибка: для того, чтобы дети не выходили из повиновения, родители составляют длинный перечень правил и постановлений. В семьях, в которых это практикуется, дети растут под постоянным бременем необходимости удовлетворить эти требования. Зачастую детям из таких семей очень трудно понять и ощутить благодать Божию, они также не в состоянии сделать самостоятельный и правильный выбор и в нравственных вопросах.
Лицемерие – это еще одна опасность, подстерегающая родителей. Безусловно, все мы ошибаемся, однако это не является самой большой проблемой. Наши дети понимают, что мы делаем ошибки, но они не могут смириться с тем фактом, что мы отказываемся признать свои ошибки, а также честно и открыто исправить их. Видя это лицемерие родителей, дети и начинают бунтовать. Но, несмотря ни на что, у нас есть надежда. Мы можем быть такими родителями, какими Бог хочет видеть нас. В конце концов, Бог определил обязанности родителей, а Он ни в коем случае не стал бы требовать от нас чего-то такого, чего мы не в состоянии исполнить с Его помощью.
Посвятили ли вы свою жизнь Господу всецело или это половинчатое посвящение? А может быть, ваше посвящение сменилось любовью к миру? Из примеров из Библии и нашего личного опыта нам становится ясно, что наши дети наблюдают за нами. И до тех пор, пока мы не примем сознательного решения жить жизнью всецелого посвящения Господу, наши дети будут все больше и больше отдаляться от первой группы. Право выбора за вами! Вам решать, в какой группе вы будете находиться.