И родители, и их дети, группа подростков, нервничали, словно испытывая какое-то опасение. В тот вечер в церкви происходило что-то новое и непривычное. Пастор сообщил, что вначале он хотел бы поговорить с молодежью. Родителям пришлось подождать в другой части церкви. Молодые люди с недоумением переглянулись, пожали плечами и вошли в комнату, отведенную для этого своеобразного общения.
В пустой комнате стояли лишь две большие школьные доски. Пастор пояснил, что сегодня они сделают то, что, по всей вероятности, им давно уже не терпится сделать. И предложил, чтобы в течение получаса молодые люди высказали в адрес своих родителей все жалобы, которые они только могут придумать, а он запишет их на доске. Молодежь была шокирована необычной просьбой пастора. Парни и девушки недоуменно посматривали друг на друга, наконец, нерешительно начали высказывать свои затаенные внутри обиды на родителей, которых никогда раньше не решались произнести вслух в присутствии взрослых:
– Мои родители мне не доверяют!
– Они никогда не хотят признаться, что бывают не правы!
– Они ожидают выполнения требований, которые невозможно исполнить!
– Мои родители непоследовательны.
Когда истекло назначенное время, одна доска была полностью исписана, на ней было более сорока жалоб. Пастор закрыл написанное большим листом бумаги, попросил молодежь оставить комнату и пригласил войти родителей.
Повторилась та же процедура, и на второй доске пастор записал все жалобы родителей на их детей-подростков:
– Молодежь не имеет понятия о нашей занятости.
– Мои дети неблагодарны.
– Как могу я доверить им, если они не сделали ничего, заслуживающего доверия?
– Мои дети слишком капризны.
– А мои чересчур замкнуты.
В течение нескольких минут вторая доска была полностью исписана, а с разных сторон продолжали раздаваться жалобы.
Пастор обратил внимание на одну мать, которая была совершенно подавлена происходящим. «Пастор, – произнесла она срывающимся от волнения голосом, – почему мы с таким удовольствием все это делаем? Посмотрите на записи на доске: безответственность, отсутствие доверия, плохие отношения. Кого мы пытаемся обмануть? Ведь все это в равной степени касается нас самих, а не только наших детей!» Наступило молчание. Некоторые согласно закивали головами, другие заговорили:
– Она права! Пожалуй, у наших детей есть недостатки, но они не многим отличаются от наших. Мы тоже несовершенны.
После продолжительных рассуждений родители попросили пастора стереть все 20 жалоб, так охотно высказанных ими, и вместо них на доске было написано одно предложение, суммировавшее все и выразившее основную жалобу.
После того, как пастор накрыл вторую доску, он попросил подростков войти в комнату и присоединиться к родителям. Чувствовалось, что они с нетерпением ожидают возможности прямо высказать родителям все жалобы, которые были записаны на доске. Пастор снял бумагу с доски и попросил молодежь обосновать свои жалобы. Один за другим они поднимались с места и приводили примеры об отсутствии у родителей отзывчивости и о проявленном ими безрассудстве.
Родители сидели молча, слушая хорошо продуманные доказательства уместности всех сорока жалоб. Некоторые из них были высказаны с изрядным количеством эмоций.
Затем слово было предоставлено родителям. Подростки с волнением готовились к сражению, в котором они были намерены опровергнуть все написанное родителями.
Пастор снял лист, закрывавший доску. Большими буквами на ней было написано одно предложение: «Наши дети слишком похожи на нас самих и это единственное, что нам в них не нравится».
В комнате воцарилась гробовая тишина. Было о чем подумать и родителям, и детям. Между ними состоялся серьезный разговор. Продолжался он до глубокой ночи.
Мы уже рассматривали пример из жизни Авраама, ярко иллюстрирующий принцип, подчеркнутый нами, а именно то, что недостатки и слабости родителей часто проявляются в характере их детей.
Родители, ни на секунду не позволим себе подумать, что присущее нам не передается нашим детям, и особенно те черты характера, которые остаются не исповеданными нами перед Богом.
В семье Авраама мы обнаруживаем также и такие недостатки, как привычка сравнивать одного ребенка с другим. По всей вероятности, вы обратили внимание и на то, что детей любили в зависимости от того, насколько они угождали родителям. Их любили за то, что у них наблюдались те же наклонности, что и у родителей. И в современных семьях это одна из распространенных ошибок. Ревекка любила Иакова, потому что он был похож на нее. А Исав был любимцем отца, потому что он был похож на Исаака. И вот здесь начинаются трудности. Позже Иаков сварил чечевичную похлебку, аромат которой возбуждал аппетит и, воспользовавшись голодом возвратившегося домой с охоты Исава, с помощью похлебки выманил его первородство.
Если в своей жизни ты видишь грехи, которые не хотел бы передать своим детям; если ты хочешь оградить их от присущих тебе плохих привычек, то принеси эти грехи пред лицо Господа, попроси Его простить тебя и очистить. Он обещал сделать это.
Помнишь родителей, о которых мы говорили выше, написавших на доске: «Наши дети слишком похожи на нас самих, и это единственное, что нам в них не нравится»? По мере того, как ты станешь принимать необходимые меры в отношении собственных слабостей, ты увидишь, что из этого извлекут пользу и твои дети, и их дети, и дети, которые родятся после них. Молоды мы или стары, родители мы или дети, – давайте заключим завет с Господом и примем решение принять необходимые меры в отношении наших грехов и привычек, чтобы они не передавались нашим детям и внукам.
Конечно же, своими силами мы не способны сделать этого, но с Божьей помощью, с Его благодатью мы можем достичь успеха.