Лэди Астор, эксцентричная, но очень влиятельная в кругах английской аристократии, была одной из первых женщин, избранной в парламент Великобритании. Она была также одной из немногих, отважившихся прекословить великому Уинстону Черчиллю. Во время одного из дебатов лэди Астор особенно яростно атаковала премьер-министра, и этот случай приобрел широкую огласку. Она сказала: «Уинстон, если бы Вы были моим мужем, я бы добавила яд вам в кофе…». Черчилль немедленно отреагировал: «Мадам, если бы я был вашим мужем, я, не задумываясь, выпил бы его».
Когда оскорбления срываются с уст остроумных и знаменитых личностей, они приобретают черты почти что крылатых афоризмов. О, если бы мы были такими умными! Я должен признаться, что обмен оскорблениями между Астор и Черчиллем вызывает восхищение. Но это только потому, что их взаимоотношения меня абсолютно не касаются, я не был вовлечен в их спор. Однако, если бы кто-то из членов моей церкви или кто-то из соседей, оскорбил меня, это был бы другой разговор.
Большинству из нас не присуще выражать свой гнев так наглядно, как лэди Астор и Уинстон Черчилль. Пронзительный взгляд, несколько грубых слов – оружие более привычное, но не в меньшей степени смертельное. Поражает то, к каким последствиям может привести просто язвительный взгляд или слово.
Приходилось ли вам задуматься, какое количество энергии растрачивается на неприязнь к человеку? Человек, которого вы не переносите, занимает ваши мысли, эмоции и время, притом в такой степени, что вы просто заболеваете физически. Медиками доведено, что одна из основных причин хронических заболеваний – это конфликты между людьми. Наши близкие, заслуживающие любви и внимания, тоже глубоко страдают, когда мы не ладим с кем-то на работе, в церкви и т.д. Гнев и расстройство ослепляют нас, и мы перестаем замечать нужды близких нам людей в наших семьях или среди друзей.
Но как можно уживаться с людьми, которые нам не нравятся? Это очень важная тема, важная для нашего духовного и физического благополучия.
История ветхозаветного царя Давида – наглядный пример того, что могут сделать с человеком его враги. Давид – сложная личность, поэтому он в отношении к своим врагам впадал в обе крайности. Были случаи, когда он проявлял совершеннейшее благородство, и были случаи, когда его поступки вызывали презрение. Всем нам в какой-то степени присущи сильные и слабые стороны Давида.
Юный Давид вынужден был провести годы в пустыне. Он был изгнанником. Ему пришлось бежать от ревнивого царя Саула. Саулом овладело желание уничтожить этого молодого претендента на израильский престол. И тем не менее Давид относился к Саулу с неизменным уважением. Дважды Саул был пойман Давидом и остался в живых только благодаря великодушию этого сына Иессея. В обоих случаях Давид отказался поднять руку на «помазанника Божия» (так он называл Саула).
То, как Давид оплакивал даже смерть своих врагов, говорит о глубине его душевного потрясения. Когда родной сын Давида предал и начал преследовать его, из уст Давида не слышно было ничего, кроме скорби любящего сердца: «Сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя!» (2 Царств 18:33)
Однако другой эпизод показывает совершенно противоположную сторону характера Давида. Грубый и высокомерный овцевод Навал отказался снабдить пищей воинов Давида, хотя это они охраняли его стада. Когда Давид услышал об этом, он воспылал гневом. Он грозился отомстить за нанесенное оскорбление. И только благодаря великодушию Авигеи, жены Навала, гнев Давида был умиротворен, и все мужчины из рода Навала избежали смерти.
Позже, когда посрамленный Давид бежал от преследований своего амбициозного сына Авессалома, некий Вениамитянин Семей воспользовался случаем, чтобы поиздеваться над свергнутым царем, он бросал камни в некогда великого Давида и проклинал его. Верные Давиду воины настаивали на том, что этот ничтожный глупец-оскорбитель должен умереть. Но Давид проявил удивительную сдержанность: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему» (2 Царств 16:5-14).
Но, читая дальше, мы узнаем, что Давид не забыл оскорблений Семея, и фактически никогда не простил ему, потому что, умирая, просил своего сына Соломона: «не оставь его безнаказанным… и (ты) знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю…» (3 Царств 2:9).
Давид был очень пылким человеком, и временами он позволял разгулявшимся страстям брать верх над возвышенными убеждениями. К сожалению, этот эпизод из жизни Давида не забыт до сих пор. Но это одна из особенностей Библии, она откровенно рассказывает о недостатках своих даже самых великих героев.
У каждого человека есть свои слабости, и все мы сталкиваемся с этой серьезной проблемой – необходимостью ладить с людьми, которые нам не нравятся. Мы не стараемся культивировать неприязнь к ним, мы просто делаем это. Часто бывает так, что изо дня в день нам приходится соприкасаться с этими людьми и бороться внутри себя с сильным чувством антипатии. Как в такой ситуации мы можем исполнить повеление Иисуса любить ближнего? Да и возможно ли вообще проявить какое-либо великодушие там, где по всем признакам нарастает конфликт?
Я думаю, что библейские принципы могут помочь нам успешно справиться с любой ситуацией. Предприняв несколько определенных шагов, мы можем избежать конфликта с людьми в самых различных ситуациях.
Во многих случаях нам не нравятся люди только потому, что мы недостаточно хорошо знаем их. Какие-то незначительные детали в характере или поведении человека уже вынуждают нас отвернуться от него. И часто вместо того, чтобы внимательнее всмотреться в человека, мы принимаем решение, что он никогда не будет нам нравиться. Представьте, что было бы, если бы Бог любил только избранных. Представьте, если бы Иисус сказал: «Я пришел умереть только за тех, которые мне нравятся, за тех, кто хорошо выглядит, за интеллигентных, за богатых, способных что-то сделать для того, чтобы утвердить Мою добрую репутацию». Это – ересь! В таком случае, почему наши стандарты должны быть ниже стандартов Господа, Которому мы служим?
Скольких людей мы сторонимся и избегаем знакомства с ними лишь потому, что решили: они недостойны нашего внимания. Они слишком отличаются от нас. Мы не переносим высоких людей или людей маленького роста, разговорчивых или застенчивых, интеллектуалов или менее образованных. Распределять людей на категории – огромная ошибка, и, если мы предпринимаем искренние попытки познакомиться с человеком, мы сделаем несколько интересных открытий. Мы обнаружим, что ни одного человека невозможно причислить к какой-то категории, потому что нет двух совершенно одинаковых людей. Так что первый шаг в избежании конфликтов – это не создавать их, разделяя людей по категориям, а наоборот, постараться хорошо узнать их. Насколько хорошо вы знаете человека, который «гладит вас против шерсти»?
Позвольте мне добавить еще одну мысль. Мы не должны быть побеждены эгоизмом, провозглашающим: нам следует искать только безопасных и полезных взаимоотношений. Конечно, нам лучше всего с теми людьми, которые могут как-то помочь нам. Безусловно, у нас есть право на хорошую дружбу. У нас также нет необходимости искать близости абсолютно с каждым человеком, с которым приходится встречаться, но давайте расширим масштаб наших отношений с другими людьми, и будем обращаться с каждым, как с человеком, имеющим достоинство.
Но, возможно, с отдельными людьми возникают конфликты гораздо серьезнее. А что, если кто-либо, скажем, человек из вашей церкви, глубоко ранил вас, и это оскорбление никогда не было исправлено. Неужели этот человек не заслуживает, по крайней мере, небольшого возмездия? Вся беда в том, что «небольшого» возмездия не существует, оно просто не перестает расти. Всем вам известно, как это получается.
Нам хочется огласить нашу точку зрения; конечно, не очень громко, только среди близких друзей. Мы всего лишь хотим чуть-чуть утешения и хотим увериться, что действительно были несправедливо обижены. Проходит совсем немного времени, и все узнают об этом, включая человека, о котором мы говорим «правду». Тогда этому человеку приходится прибегнуть к самозащите, и он оповещает своих ближайших друзей, насколько вы несправедливы к нему. И этому разбирательству нет конца. Из-за подобных конфликтов начинаются разделения в церквах. Какая трагедия!
Но Иисус советует действовать совершенно иначе: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матфей 18:15). Все мы знаем, какими должны быть следующие два шага: необходимость привести с собой свидетелей, а потом сказать церкви. Давайте будем честными. Сколько раз вы сделали первый шаг, подошли к этому человеку и один на один обсудили происшедшее, то есть до того, как сказать кому-то еще? Иисус напоминает нам о необходимости выяснить причину размолвки, прежде чем распространять слухи о ней. Наша цель – приобрести брата, а не искать возмездия. И не будем забывать, что лишь в очень редких случаях люди могут быть стопроцентно правы или виновны.
Обычно есть вина с нашей стороны, приведшая к конфликту. И на извинение можно рассчитывать лишь в том случае, если мы сами сделали это и, притом, искренно. Критика только усложнит конфликт, особенно если это будет критика за глаза.
Да, нужно набраться мужества для того, чтобы подойти к обидевшему тебя человеку и сказать: «Мне кажется, между нами что-то произошло, и хорошо было бы это выяснить. Я буду благодарен за помощь!» Но примирение стоит этого. Радость, которая приходит после примирения с братом, неописуема.
Так что второй шаг в разрешении конфликта – это взять инициативу на себя и обсудить его наедине с человеком, обидевшим вас.
Следующий шаг – молитва. Очень многие думают, что молитва является последним средством, и молиться нужно тогда, когда все остальное не удалось. Но молитва – вовсе не спасательный круг или последнее средство, во всяком случае, не таким было ее предназначение. Думали ли вы о том, что когда вы молитесь о каком-то человеке, то конфликт с ним просто невозможен?
А если у вас уже возникло недоразумение с этим человеком? Разговор с Богом о наших врагах производит удивительное воздействие на них и на нас. Попробуйте!
Когда мы молимся, мы высказываем наши нужды. А когда мы начинаем понимать, что у обидевшего нас человека тоже есть нужды, он уже больше не может быть нам врагом, не правда ли?
Так что третий шаг – это молитва. Когда я говорю третий, я вовсе не имею в виду, что он третий по своему значению. Как я уже сказал, молитва может предотвратить конфликт, так что нам всегда нужно молиться.
И последний шаг в разрешении конфликтов заключается в том, что мы должны понимать, что значит Божья любовь. Многие из нас неоднократно слышат и много говорят о любви Бога. И, возможно, эти слова стали своеобразным штампом в речи, чем-то пассивным и абстрактным. Но любовь Божья не штамп, не пассивность. Божья любовь сильна, жива, эффективна и реальна. И мы научимся любить тех, кого трудно любить, когда поймем, как любит всех Бог.
Независимо от наших заслуг, Иисус Христос был милостив и благ к нам. И когда у нас будет такое отношение к людям, как было у Него, мы не станем сосредотачивать все свое внимание на раздражающем нас поведении окружающих. Послушайте, что говорит Бог:
«Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Римлянам 15:7).
«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32).
«Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Коринфянам 1:4)
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:35).
Прося Бога любить через нас тех, которых мы не можем любить, мы можем превратить эти заповеди в реальность. Божьи способности восполняют нашу ограниченность. Обращаясь с другими так, как Бог обращается с нами, мы все одержим победу, и самое важное, мы принесем Ему славу.
Запомните, чтобы избавиться от врага, нужно превратить его в друга!