Первое, что вы должны понять в вопросе о молитве, это то, что Бог хочет иметь общение с вами и что Он привлекает вас к Себе. Или, говоря образно, Он «гонится» за вами. Он стремится заманить вас в Ловушку для встречи с Собой. Он делает это не потому, что нуждается в вас, но потому что вы нуждаетесь в Нем. Его нежность подобна нежности матери по отношению к капризному ребенку. Молиться — это значит обратиться во внутрь (или наружу — это одно и то же), войти в храм, где Он вас ожидает, позволить Ему говорить с вами. Ибо Он там. И Он говорит. И вы можете сидеть в тишине и наслаждаться Его красотой, дрожа от радости.
Но может быть вам понадобится некоторое время для того, Чтобы научиться с уверенностью входить в присутствие Того, Кто вас зовет. Многие книги о молитве говорят о способах, которыми можно этого достичь. Я думаю, для этого нужно только две вещи. Первая — вы должны признать, что Дух Святой уже стал вашим Учителем. Не спрашивайте как вам лучше сотрудничать с Ним. Обучать и наставлять, – Его задача, и Он научит вас Своим путем и в Свое время.
Вторая — вы должны позволить истине, о которой я говорю, беспрепятственно проникать в ваше сердце. Постоянно напоминайте себе слова Священного Писания: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иаков 4:8). Выучите наизусть соответствующие стихи из Библии:
«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам… и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести…»
(Евреям 10:19-22).
До сих пор окольным путем я старался убедить вас в двух вещах. Первая — это то, что инициатива молитвы принадлежит Богу. Вторая – что вы созданы, чтобы отзываться на Его призыв. Ваше дело, которое принесет вам глубочайшее удовлетворение, откликаться на Его инициативы, которые Он, по Своей удивительной снисходительности, делает вам.
Было бы, однако, опасно остановиться на этом. Во-первых, может сложиться впечатление, что все, что вы должны делать — это тихонько ожидать и с верой прислушиваться к голосу Бога. Эта опасность не так страшна как вторая, и я буду говорить о ней позже. Вторая опасность заключается в том, что вы можете спутать молитву с чем-то вроде трансцендентального созерцания. Ибо действительно, то, о чем я говорю, открывает дверь для беспочвенного, экстаза.
Между молитвой и медитации (последние включают упражнения дыхания или концентрацию внимания на своем теле или на каком-то предмете до тех пор, пока он не займет все сознание) существует фундаментальная разница. Цель этих методов — достичь с помощью упражнений такого расслабленного, беспристрастного умственного состояния, которое считают полезным для здоровья.
Когда же молится христианин, он не ищет перемен в состоянии своих чувств или сознания. Бог, призывая нас молиться, не предлагает нам состояние беспочвенного экстаза. Его цель заключается в том, чтобы мы имели общение с Ним, с Личностью, которая действительно существует. Сопровождается ли молитва измененным состоянием чувств или сознания, не важно. Чаще всего таких изменений нет или они очень незначительны. Иногда, как это было с апостолом Павлом, человек может быть «… восхищен в рай и (слышать) неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Коринфянам 12:2-4).
Экстаз, однако, возникает редко, у немногих и его не нужно искать. Это не признак особого благословения. К чему мы должны стремиться, так это к общению с реальной Божественной Личностью. И тут возникает та первая проблема, о которой я упоминал.
Ожидая в тишине, я не открываю дверь своего внутреннего мира Таинственному Незнакомцу. Я прислушиваюсь к Богу Писаний, к Богу, храм Которого построен внутри моего естества. И когда я проникну в это святилище, я встречу Бога, Которого явил Иисус и Которого описывает Писание. Я должен приходить именно к Тому, Который уже явил Себя.
Один неизвестный английский философ-мистик двенадцатого века написал глубоко впечатляющую книгу под названием: «Облако» или «Облако незнания». Размышляя долго и с молитвой над этой книгой, я увидел в чем расходится настоящее христианство с некоторыми формами мистицизма. Автор книги «Облако» убеждает нас покрыть все то, что мы знаем о Боге, темным облаком незнания, освободить себя от любого конкретного знания и понятия о Боге, согласившись, что мы не можем познать Его иначе, чем проникая сквозь эту тьму посредством «чистого намерения обнаженной любви».
Звучит прекрасно. В течение восьмисот лет эта книга возбуждала огромный интерес людей глубоко религиозных и обладающих блестящим разумом. Мы действительно не можем понять Бога, к Которому приближаемся в молитве. Его мысли не наши мысли. Его пути превосходят нашу способность восприятия. Он выше всего того, что мы знаем и понимаем. Мы говорим о превосходстве Бога. Но мы и не должны познавать то, чего нельзя познать до прихода грядущего дня. Подумайте: Бог потратил столько усилий, чтобы через пророков и посредством воплощения открыть нам то, что мы в состоянии понять о Нем. Так не безответственная ли глупость и суета с нашей стороны отбросить все эти конкретные знания и гоняться за сомнительными преимуществами предполагаемого «высшего» переживания? Боюсь, что в таком случае, мы лишь достигнем того самого «измененного» состояния, о котором я говорил выше.
Бог вселенной сделал Себя постижимым нашему ограниченному разуму. Бог Писания ищет общения с нами. Он всегда останется таинственным, но это тайна нашего возлюбленного, известного нам Отца. (А какой ребенок полностью понимает своего земного отца, к которому он так близок?)
Поэтому будьте простодушны вместе с тем и практичны в вашем подходе к Богу. Просмотрите на ваше дневное расписание и найдите, где и как вы сможете каждый день выделить двадцать минут времени дня спокойного, неторопливого общения с Богом. Выберите место, где вам не будет никто мешать, и приходите туда регулярно.
В этих двадцати минутах нет ничего волшебного. Перед нами исходная точка, с которой молящимся следует начинать. Примерно столько же времени нужно для того, чтобы не спешить и не торопиться. Если в дальнейшем вы увидите, что вам необходимо больше времени для молитвы — прекрасно.
Начните с напоминания о том, что Он вас ищет и хочет говорить с вами. Если утром после сна голова не совсем ясная, умойтесь и оденьтесь прежде чем приступить к вашему «времени с Богом». Если и после этого вы не избавитесь от сонного оцепенения, не беспокойтесь. Несмотря на то, чувствуете ли вы Его присутствие или нет, начните благодарить Бога за то, что Он вас ожидает. И затем начните настраивать свою душу подобно псалмопевцу: «Только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Псалом 61:6).
Как вы будете продолжать дальше зависит от того, что вы найдете ценного в ненавязчивом руководстве Духа.
Дух научит вас поклонение, что значит выражение Богу Его достоинство. Он также научит вас хваление и благодарение. В этом могут помочь также некоторые псалмы. Вы можете прочитать один из них вслух, и это будет актом поклонения Богу. Некоторые из них (как например Псалом 29:2-4), могут выразить ваши чувства лучше, чем ваши собственные слова.
Могут оказаться полезными великие молитвы прошлого (как например, молитвы Лансэлота Эндруса). Или вы, может быть, чувствуете себя более свободными вознося хвалу и поклонение собственными словами.
Признание в ваших грехах не только полезно, но и абсолютно необходимо для того, чтобы отношения с Богом оставались ясными и открытыми. Но я хочу рассмотреть вопрос об исповеди и чистой совести в одной из последующих глав, развив некоторые идеи, которых мы коснулись в первой главе.
Просьбы о помощи для себя и ходатайства за других также являются естественной частью молитвы. Надо помнить: Бог заинтересован в малейших деталях вашей жизни и жизни других людей. Осознание этого не делает наши молитвы эгоцентричными, но как это ни парадоксально, помогает нам избегать опасности самолюбования.
Есть ли у вас вопросы о Боге или о Библии, которые вас тревожат? Волнуют ли вас несправедливость и лицемерие, которые царствуют вокруг вас? Бог также озабочен этим. Он желает, чтобы вы поделились этим с Ним. Может показаться удивительным, что вечный Бог интересуется вашими ничтожными проблемами и не отвергает их как недостойные внимания мелочи. Но это так: все что важно для вас, также важно и для Него.
Что касается ваших личных просьб, то они для Него уже не секрет. Он ждет когда вы их принесете к Нему. Вам не нужно принуждать Его ко вниманию. Я лично с нетерпением ожидаю когда мои дети придут ко мне, чтобы попросить деньги на свои детские забавы, или попросят прочесть им рассказ. Если они не делают этого я чувствую себя разочарованным. Бог поощряет вас, без вашего ведома, приносить Ему некоторые просьбы, еще до того, как вы их осознали. «Он снисходителен даже к просьбам, которые с Его точки зрения неблагоразумны, ибо Он рад, что вы откровенно, с доверием приносите их Ему.
Молитва таким образом не является вашей попыткой заставить Бога действовать. Наоборот, это средство вовлечения нас самих в Божью работу, в Его планы. Он управляет всем, что происходит во вселенной, и предлагает вам принять участие в этом с помощью молитвы. Ходатайство делает вас соучастником с Богом в осуществлении Его безупречных планов.