Хорошо бы для ежедневных встреч с Богом установить определенное время. Но это может стать помехой, если вы почувствуете, что эти короткие промежутки времени ограничивают ваше общение. Майстер Экхарт, древний мистик, призывал христиан переносить в окружающий мир то «настроение», которое возникает в их душе после интимной встречи с Богом. Ибо когда вы покидаете то спокойное место, где вы встречались с Богом, вы не покидаете Его и Он не оставляет вас. «Время уединения» — это время концентрации. Вы не должны выключать свой внутренний радиоприемник, если вы настроили его на Божью волну. Томас Кэли, в своей книге «Завет посвящения», пишет о жизни на двух уровнях в одно время. Как это ни кажется невероятным, постоянно ощущать присутствие Бога — особая привилегия христианина. Брат Лоренс в книжке «Практика присутствия Бога» говорит просто и прямо об этом.
Вам не обязательно постоянно излагать ему свои просьбы, но как и псалмопевец, вы можете наслаждаться обществом Господа, находящегося «всегда пред вами». Может быть, именно это имел в виду Павел, побуждая нас «непрестанно молиться» (1 Фессалоникийцам 5:17). Вы можете покинуть комнату, где вы молитесь, но нет нужды покидать храм, который находится в глубине вашего существа.
Однако преодолеть старые умственные привычки нелегко. Замечаем ли мы это или нет, большую часть времени наши мысли заняты одновременно текущими интеллектуальными заботами, рассуждениями о том, какое впечатление мы оставили о себе, беспокойством о недостатке времени, и сотнями других вещей. «Полной концентрации» на чем-то одном достичь почти невозможно. Даже когда мы старательно сосредоточиваемся на математической задаче наш разум действует на нескольких уровнях. Нашему мозговому аппарату оказывается нетрудно продолжать умственную работу в то время, когда мы продолжаем прославлять Бога. Беда в том, что суетные, банальные мысли пытаются утвердиться в нашем сознании и вытолкнуть то, что нам больше всего необходимо.
Дух Святой хочет научить нас постоянно ощущать присутствие Бога. Так же, как наши мысли блуждают при молитве, они постоянно блуждают весь день. И если мы все-таки отдаем себе в этом отчет то лишь потому, что Бог снова и снова напоминает нам о Себе. Когда вы ловите себя на том, что ваши мысли бродят где-то, не тратьте время на само осуждение. Скажите только: «Благодарю Тебя, Господи. Благодарю Тебя за то, что Ты не перестаешь говорить со мной. Благодарю, что Ты всегда близок».