Существует несколько способов изучения Библии. Никакой метод не может быть строго отделен от любого другого. Каждый из них, при правильном употреблении, восполняет недостатки других. Надеюсь, со временем вы используете их все, но достаточно начать с одного или двух.
Вы можете изучать Библию молитвенно, то есть во время вашего обычного ежедневного общения с Богом размышлять с молитвой над несколькими стихами из Писания. Какую бы форму изучения вы ни приняли, обязательно освойте и эту.
Молитвенное чтение не предполагает, что вы отключаетесь интеллектуально. Просто ваши просьбы личного порядка должны быть произнесены в духе благоговения.
В прошлом я имел свой собственный план. Я делал в записной книжке короткие заметки о том, какой урок можно извлечь из прочитанного отрывка. Я делал ссылку на полях моей Библии рядом со стихом, который меня затронул. Например, «Б 65» означало, что мое замечание относительно данного стиха записано в тетрадке «Б» на странице 65. Я перечитывал Библию несколько раз, и возле некоторых стихов появлялось несколько ссылок, так как у меня всякий раз возникали новые мысли. Привычка записывать помогала мне быть всегда начеку, и избавляла от умственной лености. Привычка эта принуждала меня также всякий раз выяснять не совсем понятные мне места в тексте.
Также изучение Библии полезно, если чтение пробуждает у вас такие например вопросы:
Таится ли здесь для меня какое-нибудь предупреждение?
Есть ли здесь обетование, на которое я имею право?
Есть ли в этих стихах для меня пример? Нет ли здесь приказа, которому я должен повиноваться?
Есть ли здесь упоминание о грехе, которого я должен избегать или в котором должен покаяться?
Есть ли здесь ободрение, которое я могу отнести лично к себе?
Имеется ли тут какой-то новый урок Бога, за который я должен Его благодарить?
Есть ли здесь слова хвалы, которые мне следует повторить?
Описано ли тут какое-то знакомо мне переживание?
Недостаток изучения Библии только этим методом заключается в том, что он несет неуравновешенную диету – в нем слишком много молока и недостаточно твердой пищи. Этот метод нужно пополнять другими.
Вы также можете изучать книги Библии индуктивно. При индуктивном изучении вы смотрите на всю книгу в целом, пытаясь найти основные принципы, которые в ней заложены. При этом следует задаваться следующими вопросами: «Каковы основные мысли автора? Могу ли я пересказать их своими словами?»
Индуктивное и дедуктивное рассуждения дополняют друг друга. Они необходимы в любом исследовании. Многие студенты ограничивают свой подход к Библии только дедуктивным методом. Они рассуждают следующим образом: «Так как тезисы «А» и «Б» верны, то согласно моим принципам, эта книга должна говорить то же самое и о тезисах «Ю» и «Я». При дедуктивном рассуждении вы начинаете со своих принципов и сравниваете с ними исследуемый материал. Индуктивное рассуждение, наоборот, рассматривает данный материал, стараясь найти, какие закономерности вытекают из него. Так как оба вида рассуждений применяются для постижения Священного Писания, студенты, изучающие Библию, с изумлением убеждаются в единстве и согласованности ее учений. Но тем, кто только приступают к изучению Библии, следует начать с индуктивного метода.
Индуктивное постижение Библии прокладывает дорогу к ее систематическому изучению. Такие занятия можно проводить в одиночку или с группой людей, готовых к взаимной проверке и контролю. В конце главы я перечислю несколько книг помогающих в таких занятиях. Сам я, – сторонник индуктивного метода изучения Библии.
Библию также можно читать от начала до конца. Это не такая уже трудная задача, как кажется в первый момент. Знаменитый английский проповедник, богослов и писатель Дж. Кемпбелл Морган однажды прочел всю Библию от начала до конца вслух за 96 часов.
Если будете читать по четыре главы в день, то прочтете всю Библию приблизительно за девять месяцев.
Этот способ чтения также имеет свои преимущества. Вы увидите разнообразие библейских книг, написанных в течение 1600 лет, как бы «с птичьего полета». Вы заметите удивительную взаимосвязь между разными частями Писания – особенно между Ветхим и Новым Заветами. Многие отрывки, которые вы откроете для себя впервые, станут для вас подлинным сокровищем. Не исключено, впрочем, что некоторые места вам придется одолевать с трудом.
Наконец, Библию можно изучать по определенной системе или с позиции различных доктрин. Я имею в виду прослеживание какой-то конкретной идеи, проходящей через всю Библию. Возможно, вам захочется при этом сравнить то, что вы обнаружите с тем, что по этому поводу уже написано учеными, жившими в прошлом.
Последний метод изучения Библии наиболее труден и, по-моему, к нему не стоит приступать до тех пор, пока не овладеешь тремя другими методами, о которых сказано выше. Впрочем, многие учителя начинают обучение новообращенных с этого метода.