Что это значит – свидетельствовать? О чем нужно свидетельствовать? Свидетельствовать перед кем? Что является свидетельством: ваша личность, ваши слова или то, что вы делаете? Следует ли ждать, пока у вас попросят ваши свидетельские показания, или вы должны сами их представить людям?
Вы являетесь свидетелем чего-то; но то, чем вы являетесь, всегда определяет то, что вы говорите и делаете. Все три аспекта вашей личности: кто вы, что говорите и делаете – являются частями единого целого. В сущности, свидетель – это тот, кто говорит правду о том, что он видел, слышал или пережил лично. Более того, свидетелю Иисуса надлежит не только говорить правду, но и жить ей.
Уяснить эту мысль помогают следующие два примера. На суде свидетель в ответ на вопросы должен говорить, что он слышал, видел или делал. Если он скажет: «Я думаю, что подсудимый был в жилых кварталах города в ту ночь, потому что кто-то, я не помню кто, сказал мне, что видел его…» – то такое свидетельство суд не примет. «Видели ли вы сами лично подсудимого в центре города?» – вот что интересует суд. В суде нет места предположениям свидетеля или сообщениям из вторых рук.
Должно быть свидетельством из первых рук точно так же ваше христианское свидетельство. Оно должно повествовать о том, что лично вы обнаружили, когда читали Библию, молились, возлагая вашу надежду на Христа.
Другая аналогия свидетельства – дорожный указатель. Дорожный знак указывает направление. Неважно, является ли дорожный указатель красивым или уродливым, старым или новым. Важно, чтобы надпись была отчетливой и ясной. Но важнее всего, чтобы он давал верное направление, и чтобы было ясно, на что именно он указывает.
Если бы вы попросили людей описать дорожные указатели, которые помогали им в пути, то одни из них они вспомнят, тогда, как другие они совершенно забыли. Но забыты ли эти знаки или о них помнят, не так уж важно. Указатели, если они привели путешественника туда, куда он направлялся, свое назначение выполнили.
«Вы … будете Мне свидетелями», – сказал Иисус Своим ученикам. В одном смысле не так важно похожи ли вы на старинный дорожный указатель, написанный элегантным шрифтом, или вы глядите, как современный дорожный указатель, повешенный высоко над автострадой. Вы существуете не для того, чтобы привлекать внимание к себе лично, но для того, чтобы указывать направление мыслей людей к Богу. Дорожный информационный шит не служит своей цели, если он настолько занимателен, что привлекает внимание к себе, а не к тому, на что указывает.
Поэтому, когда вы будете говорить о своем жизненном опыте, нужно представить вашу встречу с Христом таким образом, чтобы в фокусе находились не вы, а Христос. Обрученные парень или девушка могут рассказывать о своем обручении двояким путем. Либо это будет речь человека очарованного самим фактом обручения, эгоцентричное повествование о том, что завоевал, или человек станет говорить о своей любви, о том, кто завоевал его сердце. Не очаровывайтесь тем счастливым обстоятельством, что вы христианин, а очаровывайтесь Христом и свидетельствуйте о том, как много Он значит для вас.
К сожалению, многие христиане не сознают того, что свидетельствовать – значит просто говорить истину или служить для других дорожным указателем. Нередко свидетели сосредоточивают внимание на технических деталях, и на подробностях, не относящихся к делу.
Некоторые люди считают, что они «свидетельствуют» тем, что носят с собой Библию, другие – тем, что раздают брошюры прохожим на улицах или оставляют религиозную литературу в общественных туалетах. Многие прикрепляют на бампер автомобиля наклейки с изображением древней эмблемы христианства – рыбы, или слова: «Посигналь, если ты любишь Иисуса». Есть и такие, кто вывешивают плакаты вдоль дорог. Один из таких плакатов, установленный недалеко от моего дома, гласит: «Нечестивые пойдут в ад и будут там мучиться вечно».
Некоторые старые послереформационные группы пытаются свидетельствовать своим одеянием. Мужчины из таких групп, например, амиши и меннониты, не носят галстуков и не бреют бороду, будучи убеждены, что это все мирская суета.
Как же узнать, что является истинным свидетельством? Направляете ли вы людей к Иисусу тем, что не надеваете галстука? Достигаете ли вы этого с помощью наклеек на машине? Или склоняя голову и молясь перед едой в ресторане?
Повторяю: свидетельствовать – значит указывать на Иисуса Христа; не на то или иное религиозное движение и даже не на образ жизни, а на Личность. Свидетель – это тот, кто рассказывает людям, что он сам лично непосредственно узнал об Иисусе Христе и о Слове Божьем. В этом случае он служит людям дорожным указателем.
Если мы не раскрываем ближним, что именно мы лично пережили, то наклейки на машине так же бесполезны, как и ношение Библии «во свидетельство», и странная одежда. Подчас «свидетельства», которые я упомянул, наоборот, вводят в заблуждение и даже вредят делу. Получается, что дорожный указатель привлекает внимание к себе самому, а не к Иисусу. Тот факт, что более эксцентричные формы рекламирования Христа вызывают насмешки, ни в коей мере не делает их христианскими, каким бы добродетельным ни чувствовал себя организатор, такой рекламы. Люди смеются не над Иисусом, но над нашей глупостью. Подчас, совершая эксцентричную глупость, мы воображаем себя гонимыми за Иисуса, на самом деле над нами смеются потому, что мы нелепы не только по стандартам людей, но и по стандартам Бога.
И, тем не менее, свидетельство ваше абсолютно необходимо. Если вы новообращенный, ни в коем случае не будьте тайным христианином. Умерший за вас Христос, требует, чтобы вы публично исповедовали вашу преданность Ему перед вашими друзьями. Если вы этого не делаете, то поступаете вероломно по отношению к Христу, а также становитесь несчастным обитателем двух миров, не чувствуя себя дома ни в одном из них. В отношениях с друзьями, вы обнаружите, что прежнее очарование исчезло, несмотря на то, что вы пытаетесь его сохранить. С верующими собратьями вы станете говорить на «христианском» жаргоне, обмениваясь набором прежде не употребляемых вами шуток, и делиться ходячими клише и этическими темами. И если представители одной из этих групп увидят вас в обществе другой, вы почувствуете себя неловко.
Я не призываю вас порвать связи с одной группой для того, чтобы установить их с другой, но вы должны быть честным по отношению к обоим сообществам. Решение, к какой группе вам принадлежать, придёт не от вас. Вы принадлежите Христу. Служите Ему открыто и увидите, что в то время как одни откажутся от вас, другие радушно вас примут.
Некоторым людям легко быть открытыми. Они звонят своим близким друзьям и говорят: «Слушай, мне нужно с тобой поговорить. Я стал христианином. Я пошел на это собрание и… И ты знаешь, уже несколько недель я… Слушай, я хочу, чтобы ты встретился с моими новыми друзьями…». События, происшедшие в их жизни, превращаются в волнующее свидетельство.
Другим это дается труднее. Они запинаются, произнося такие слова как «Бог», «Иисус Христос» и «христианин». Они вроде хотели бы поговорить о том, что у них на уме, но бродят вокруг да около, спотыкаясь о непонятные слова. Их фразы бессвязны и подобны запутанному клубку шерстяной пряжи, с которым игрался котенок.