Один из самых волнующих рассказов в Евангелиях – это рассказ о том, как Петр отрекся от Христа и как Христос восстановил его ранним утром на берегу моря. Незадолго перед тем как Иисус был схвачен, Он предупредил Своих учеников о приближающихся крестных мучениях и предсказал, что до рассвета Петр отречется от Него. Петр страстно отстаивал свою верность (Лука 22:31-34). Желая во что бы то ни стало подтвердить слово делом, он совершил единственное насильственное действие, сопровождающее арест Иисуса. Он отсек ухо одному из стражников, которые пришли за Христом (Иоанн 18:10-11).
В то время, как Иисус величественно взял на себя руководство Своим собственным арестом, и даже поощрял испуганных солдат взять Его, ученики Его разбежались. Петр и Иоанн, однако, последовали за солдатами. Так как Иоанн был знаком с первосвященником, их обоих впустили во двор, где находились слуги первосвященника, солдаты и офицеры.
Вероятно у Петра было достаточно оснований для страха. Следование за Иисусом вдруг приняло драматический и зловещий оборот. Великолепие дворца, присутствие вооруженной охраны и непринужденность людей, сновавших вокруг, усугубили его беспокойство.
Той ночью, он трижды отрекся от Учителя (Иоанн 18:15-27; Лука 22:54-62). Он, возможно, оправдывал свое отречение тем, что хотел остаться в живых, или как своеобразную тактику ведения войны. Ведь раньше он ясно показал свою верность Христу. Несомненно, что апостол старался убедить самого себя, что он остается верным. В конце концов, разве он не находился во дворе, в стане врагов Учителя? Но после третьего по счету отречения, которое совпало с прорассветным пением петуха и взглядом Иисуса, весь его глупый самообман рассеялся. Он вдруг увидел себя сентиментальным, слабым, вспыльчивым глупцом, каким он в действительности был. Подавленный позором, он вышел со двора и горько заплакал.
Мы не знаем, в какой именно момент Петр начал отрекаться от Христа. Своим поведением и отношением он видимо отрекся от Христа задолго до того, как сделал это устно. Отречение, которое сорвалось с его уст при первом обвинении, наверное, уже раньше в каком-то виде присутствовало в его натуре. Он играл роль, которой сначала обманул самого себя, а потом попробовал обманывать окружавших его людей. В течение всей жизни важной частью его характера оставалось желание, чтобы его любили другие. Стремление к тому, чтобы нас непременно любили, заставляет нас и сегодня отрекаться от Христа тысячами незаметных жестов. Мое собственное юношеское легкомыслие было проявлением как раз такого рода отречения. Я прикрывал легкомыслием смущение по поводу моих отношений с Иисусом Христом.
Петр любил Христа, и я также. Как человек любящий одновременно жену и любовницу, Петр жаждал сразу две вещи: восхищения других людей и близости к Учителю. Положение возникло неловко. Ни любовницы, ни жены не хотят уступать нас друг другу. Как ревнивый супруг, Христос желает и требует от Своих последователей абсолютной верности. А это значит, что вы должны быть верны Ему в каждом поступке, в каждой мысли, в каждом слове, и не должны скрывать своей верности.
Итак, основанием для нашего свидетельства является честность в личных отношениях. Если желаете быть верным свидетелем, постоянно обращайте ваши мысли к Богу. Сделайте это своей привычкой и при каждой встрече с людьми, и перед тем, как что-то сделать, говорите Богу: «я всего лишь Твой, искупленный кровью, раб. Помоги мне вести себя, как подобает в таком случае».
Будьте вежливы. Не старайтесь поразить собеседника глубиной и остроумием ответов. Не старайтесь всегда быть в центре внимания, не рвитесь господствовать в каждой беседе. Наоборот, старайтесь, чтобы собеседник чувствовал себя непринужденно с вами. Не притворяйтесь, что вы знаете то, чего не знаете. Если спорите, старайтесь слышать то, что говорит другой человек. Вы не столько должны бороться за выигрыш в устном поединке, сколько попытаться понять другого человека и добиться, чтобы он понял вас.
Если вы подлинный, ваши поступки и слова будут соответствовать друг другу. Вы обнаружите, что относиться вежливо и внимательно к соседу по комнате или к членам своей семьи – приятно и радостно. Вы будете менее склонны занимать и станете быстрее возвращать одолженное, а также более охотно давать взаймы. Вы будете вовремя выполнять домашние задания. Будете менее ворчливым. Разумеется, совершенство не придет к вам мгновенно. Но когда вы обнаружите, что поступили нехорошо, признаете, что нужно извиниться, и вы извинитесь. Если вы не окажетесь достаточно великодушным, Бог укажет на ваш промах, и вы будете опечалены. Наступит такая пора, когда вы будете готовы признаваться в своих слабостях перед Богом, перед другими верующими и перед неверующими. И если кто-то похвалит черты вашего характера, вы не скажете: «О, тут нет ничего особого», но: «Благодарю. К сожалению, я не всегда был таким. Случалось вести себя и по-другому …».