Вы подвергнетесь искушению. Виды искушения будут меняться: сладости в детстве, сексуальные искушения в юности, богатство в среднем возрасте и власть для стареющих. Лукавый умеет играть этими переменами очень искусно. Он знает слабое место каждого микроба.
Вы будете искушаемы постоянно. И особенно сильно в критические моменты жизни. Сам Иисус был искушаем «подобно нам… во всем» (то есть и Его побуждали совершить прелюбодеяние, украсть, солгать, убить и т.д.), однако «Он был без греха».
Поэтому искушение само по себе не должно страшить вас. То, что было участью Спасителя, будет и вашей участью. Пока мы живы, от искушения не избавиться. Но если искушение не должно пугать, оно также не должно служить оправданием для греха. Писание не оправдывает молитву: «Господи, это правда, что я согрешил, но Ты видишь, дьявол искусил меня». Подобная молитва исповеди была впервые произнесена в Едемском саду («Змей обольстил меня, и я ела» Бытие 3:13), но Бог не принял ее. Иаков отвергает любые попытки христианина снять с себя ответственность за грех.
«Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, раждает грех…»
(Иаков 1:14-15).
Противоречия между точкой зрения Иакова, говорящего, что искушение — результат человеческих похотей (чрезмерных внутренних желаний) и мыслью о сатанинском соблазне нет.
Играли ли вы когда-нибудь на пианино? Откройте верхнюю крышку инструмента. Нажмите правую педаль. Затем как можно громче пропойте один тон над струнами. Послушайтесь. В ответ на ту ноту, которую вы спели, вы услышите вибрацию по крайней мере одной струны. Вы поете, а струна в пианино подхватывает ваш голос и звучит в унисон.
Вот вам и картина искушения. Сатана зовет, а вы вибрируете. Вибрации и есть «похоти», о которых говорит Иаков. Вам хочется откликаться на его зов. Если бы у пианино были чувства, то, я думаю, инструменту очень нравилось бы, когда его струна вибрирует. В самой вибрации нет ничего плохого. Струны созданы для вибраций, и порой для весьма сильных вибраций. Но их предназначение — вибрировать при ударе молоточка, а не при звуке человеческого голоса.
Из этого образа следует извлечь соответствующий урок: не вибрируйте в ответ на голос дьявола, но снимите ногу с правой педали и захлопните крышку вашего «пианино». Как справедливо заметил Лютер, вы не можете запретить птицам летать над вашей головой, но вы можете помешать им вить гнезда у вас в волосах.
Заключаются ли вибрации в половом возбуждении, в чувствах гнева, в желании овладеть чем-то красивым или в чем-то другом, сами по себе наши «вибрации» не являются злом. Половое чувство — вещь вполне естественная. Вопрос только в том, при каких обстоятельствах оно возникает? Подходящий ли объект, и подходящий ли случай? Если нет, захлопните крышку «пианино» и уберите ногу с правой педали!
Хотя существует бесконечное разнообразие «нот», которые дьявол готов насвистывать над нашим ухом, его соблазны разделаются на три категории: похоть плоти, похоть очей и житейская гордость.
По сути, речь идет об основном конфликте христианской жизни. Желание может остаться вашим рабом; похоть является уже вашим господином. Похоть плоти — это значит, что над вами господствуют ваши физические нужды: голод, жажда, потребность во сне, желание половых сношений или физических упражнений. Физические желания сами по себе — желания здоровые. В нормальных условиях они предназначены для того, чтобы их удовлетворяли. Но мы живем в эпоху, когда еда, питье и половые наслаждения то и дело становятся самоцелью. Люди подчиняются и поклоняются им. Вместо того, чтобы принимать пищу и половые отношения с благодарностью в свое время и в нормальных фазах, люди подчас превращают еду и совокупление в главный смысл своей жизни.
Похоть очей означает, что вашей жизнью управляет страсть к красивым вещам, независимо от того, будет ли красотой в вашем понимании Мазератти, черный тюльпан или подлинник Пикассо. Нет ничего неестественного в том, что вам нравится красивое или что вы жаждете красивых вещей. Бог — Автор красоты. Но неутомимая жажда присвоения ее является похотью, которая может разрушить христианскую жизнь.
Однажды я ужинал у одного китайского коммерсанта, человека чуть старше шестидесяти. Его дом был изысканно красив. Дерево, с листьями из полудрагоценных камней, занимало почетное место в фойе. Мы ели на золотых приборах. Утонченный вкус хозяина несколько смягчал его хвастовство. Коммерсант продемонстрировал глубокое знание библейских доктрин и считал себя христианином. Он объяснил, что стремится иметь достаточно денег, чтобы проповедовать Евангелие «дабы не обременять никого». Но при этом его духовная деятельность была равна нулю, и сердце оставалось сухим, как пыль.
Гордость житейская большей частью связана с честолюбием. Честолюбие — опять-таки вещь неплохая. Бог внушает нам желание добиваться превосходства. Но тоже превосходство, господствуя над нашим мировоззрением, может стать тираном. Я, возможно, готов оправдать чрезмерное честолюбие того, кто хочет достичь превосходства «во имя Христа», но чаще мы пускаем в ход эту свою внутреннюю потребность для того, чтобы доказать; что сами мы чего-то стоим. Следует серьезно подумать о ваших честолюбивых стремлениях. Спросите себя: «является ли честолюбие моим господином или моим рабом?»
Эти три похоти — плоти, очей и честолюбия — соответствуют трем психологическим ответам Евы на самое первое сатанинское искушение.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глаз (похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская)…»
(Бытие 3:6).
Они также напоминают нам о троекратных атаках сатаны на Спасителя:
«…вели этому камню сделаться хлебом (похоть плоти)… и возвел Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени… все будет Твое (похоть глаза и гордость житейская)… бросься отсюда вниз (гордость житейская)…»
(Лука 4:1-15).
Однако важнее для нас не столько интересоваться формой искушения, сколько приемами сопротивления соблазну. Позвольте мне выразить это очень просто. Сатана всегда искушает как бы стоя позади нас. «Посмотри», он шепчет: «Не красиво ли это? Только подумай, что ты мог бы сделать… что скажут люди… как тобой будут восхищаться… сколько власти ты бы имел… посмотри, посмотри, ПОСМОТРИ!» Библия дает два взаимосвязанных совета относительно искушений: один о самом искушении, а другой об искусителе. Относительно искушения говорится: «Бегите от искушения». Относительно искусителя сказано: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Эти два совета дополняют друг друга. Случалось ли вам когда-нибудь убегать от кого-то, в то же самое время глядя ему в лицо? Такое едва ли возможно.
Никогда не смотрите в лицо искушению. Убегайте от него. И убегая, повернитесь к нему спиной. А отвернувшись, вы окажетесь лицом к тому, кто стоял сзади вас и нашептывал вам на ухо заманчивые речи. Посмотрите ему в лицо. Противостаньте ему. И его сатанинское величество отступит.
Но как противостать?
Отвернуться — это уже три четверти победы в битве с сатаной. Позже мы обсудим то, что Павел называет «всеоружием Божиим». Сейчас же позвольте мне ограничиться одной частью того оружия, которую он называет «меч духовный… Слово Божие».
Многие комментаторы указывают на то, что когда Иисус был искушаем в пустыне, он отвечал на каждое сатанинское предложение словами: «написано… написано… сказано». Каждый раз, применяя меч духовный, — Слово Божие — Он рубил искусителя.
Многие христиане свидетельствуют об удивительном действии определенных мест Писания, которые помогали им побеждать искушения. Библия называется мечом духовным по трем причинам: Дух Святой вдохновил ее; Дух Святой дает ее вам в руки и учит умело употреблять ее; Дух Святой придает Библии остроту необходимую в борьбе. Поэтому важно знать Писание. И тогда, когда вы повернетесь спиной к искушению и станете лицом к искусителю, протяните руку к мечу, который Дух Святой подаст вам. Вонзите его в искусителя и слушайте, как он будет выть от боли, убегая назад в ад.