О, как он любит клеветать!
«…Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь»
(Откровение 12:10).
Он клевещет. На кого? На братьев; то есть на всех христиан. И на вас в том числе. Он и сегодня пытается разыгрывать из себя прокурора-обвинителя.
Где он клевещет? Он клевещет на вас «пред Богом нашим». Когда вы становитесь на колени молиться, его клевета отзывается эхом под сводом вашего черепа. Когда вы станете свидетельствовать об Иисусе, он будет кричать перед Богом о том, что вы гнусны и недостойны. Особенно берегитесь, если когда-нибудь попытаетесь проповедовать публично. Он разразится громко, чтобы и вы слышали, тирадами перед Богом, о скверности уст, которые пытаются проповедовать Слово Божие.
Когда он клевещет? Он клевещет день и ночь. Когда вы просыпаетесь на мгновенье ночью, он все еще занимается этим грязным делом. Он будет клеветать и в ваших снах. Он будет сопровождать ваш утренний кофе столовой ложкой своих обвинений и дневную работу свою вы будете выполнять на фоне монотонной музыки его клеветы.
Вы почувствуете себя виновным. Чувство вины лишит радости ваш взгляд, сделает разбитой и вялой вашу походку. Вина притупит острие вашего свидетельства; в христианском служении любое публичное свидетельство ваше будет воспринять как нечто затхлое, несвежее. Именно этого и желает сатана. Клевета – его секретное оружие, эффективно ослабляющее христианскую армию. Как могут бойцы, переполненные чувством вины, атаковывать врата ада?
«Но погодите – скажете вы, – разве чувство вины возникает не от греха, и не следует ли всегда исповедовать грех?» Ответ на вторую часть вашего вопроса: Да. Грех нужно всегда исповедовать и там, где это возможно, следует возместить ущерб им причиненный. У вас всегда будет грех для исповедания (1 Иоанна 1:8-9). Но на первую часть вашего вопроса нужно ответить: Нет. Чувство вины не всегда предполагает, что грех находится в той ситуации.
Психоаналитики говорят о невротической виновности, т.е. чувстве вины, которое возникает на основе наших прежних переживаний. Таким образом они стараются объяснить, почему мы чувствуем вину. Но их теории вызывают серьезные сомнения: обязательно ли чувство вины означает, что я согрешил? Является ли ощущаемая вина настоящей виной подлинной? Можно ли всегда доверять совести (или сверх я)? Эти вопросы имеют первостепенное значение. У сатаны нет власти парализовать небесные силы чувством подлинной вины (смерть Христа является достаточным искуплением). Поэтому сатана пускает в ход чувство ложной виновности. А ложная виновность побуждает нас чувствовать себя виноватыми тогда, когда на это у нас нет причины. Именно такое чувство вины возбуждает искуситель. Знаменитый американский проповедник доктор Доналд Грэй Барнхаус приводил прекрасную иллюстрацию пределов человеческой совести. «Совесть, – говорил он, – похожа на солнечные часы».
Солнечные часы показывают время только тогда, когда есть свет. Они не работают ночью в тумане. Более того, этим часам нужен свет, исходящий из строго определенного источника. При луне часы показывают неправильное время. Возьмите фонарик и обойдите вокруг солнечных часов в три часа ночи. Они вам покажут любое время, какое вы хотите. Человеческая совес^ействует подобным же образом; она «работает» только, если на нее падает свет Слова Божьего, когда она озаренна Божьим Духом.
Когда психоаналитики поднимают вопрос о ложной (невротической) виновности, они приближаются к библейскому пониманию вопроса. Мы можем не соглашаться с ними в том, что именно должно вызывать чувство виновности и что не должно вызывать его но они совершенно правы, когда говорят что такой феномен существует.
Джон Буньян в своей волнующей книге «Духовная война» описывает как город именуемый «Человеческая душа» был захвачен Апполионскими войсками. Главной фигурой в городе «Человеческая душа» являлся «господин Совесть», городской глашатай. В обязанности «господина Совести» входило предупреждать «Человеческую душу» об опасности и объявлять о праздниках и добрых вестях.
После захвата города принцем Апполионом, городской глашатай сошел с ума. Город находился в беде, однако «господин Совесть» пребывал на своей сторожевой башне в унылом молчании. Однако ночью, когда люди спали, он начинал вопить о несуществующих бедах или пел безумно о радостях, которых не было.
Таким образом Буньян хотел показать как совесть павшего человека сбивается с пути. Она может спокойно сосуществовать с некоторыми подлинными грехами и в то же время оказывается невероятно чувствительной к тому, что вовсе грехом не является. Положение не исправляется автоматически, после того как человек становится христианином. Конечно, совесть верующего оживляется, но неправильное прошлое воспитание мешает ей действовать правильно, рационально.
Как же мы может отличать, что правильно, и что неправильно в нашем поведении? Как избавиться от бремени ложной виновности? Как отличать клевету сатаны от обличения Святого Духа?
Думаю, что по поводу совести и ее действия есть два ответа, один относящийся к будущему, а другой к настоящему. Правильный ответ для будущего связан с Писанием. День за днем, неделя за неделей, год за годом по мере прогрессирующего познания Слова Божьего, моя совесть должна переучиваться, исправлять свою ориентацию. Подобно тому, как следует проверять и исправлять компас на парусной лодке, совершающей повороты в разные стороны, так и совесть христианина должна становиться с годами все более точной и аккуратно настроенной Духом Святым. На протяжении этого времени поведение христианина должно изменяться в соответствии с тем, что он узнал из Писания. Он должен плыть пользуясь исправленным компасом.
Однако, ответ для настоящего времени также очень важен и останется таким до самого конца вашей жизни. Дух обличает; враг клевещет. Как разобраться, где чей голос?
Давайте подумаем вместе.
Чего враг старается добиться своей клеветой? А с другой стороны к чему стремится Святой Дух, когда Он обличает? Ясно, что враг пытается прекратить ваше общение с Богом. Дух, с другой стороны, пытается восстановить ваше общение с Богом. (Стоит заметить, что клеветник подчас говорит правду. Грехи, в которых он меня обвиняет, не всегда ложные. Иногда они вполне реальны.
Если Дух пытается восстановить ваше общение с Богом, то из этого следует, что, когда вы исповедуете свой грех, то обличение теряет всякий смысл, наоборот, расцветает и наполняется новым ароматом ваше общение с Богом. И второй вывод: если сатана старается уничтожить ваше общение с Богом и если ваше ощущение греха – результат его клеветы, то этого аромата не будет. Напротив, вам будет казаться, что ваша исповедь недостаточна, что нужно быть более тщательным в анализе греха, более строгим при возмещении убытков. Однако, к вашему ужасу, исповедь никогда не оказывается достаточно радикальной. «Что было настоящим мотивом в том деле? – спросит голос. «Ты уверен, что ты ничего не упустил? Ты не чувствуешь, что ты только затрагиваешь поверхность? Разве ты не видишь, как мерзкий ад обмана пронизывает твое сердце? С ужасом вы отшатнетесь от растущей на ваших глазах картины своей греховности. Сначала полумрак, а затем полный мрак окутает вас, словно туча. Вы сядете, сгорбившись и дрожа, со своим страданием прогреженные в свою собственную холодную тень. Конец! Клеветник достиг своей цели.
Дьявол прямо назван клеветником только в двенадцатой главе книги Откровения. В следующем же предложении этой главы, мы читаем, что братья «победили его (как клеветника) кровию Агнца».
Много бессмысленных и глупых шуток было составлено об этом священном выражении: «кровь Иисуса».
Конечно, сами по себе слова не имеют магической силы. Они не являются чарами. Их не следует употреблять в качестве заклинания. Но я не исключаю, что отклик на слова «кровь Иисуса» может быть драматичным. Домовые и злые духи существа пугливые.
Но по отношению к клеветнику значение слов «кровь Иисуса» определено точно. Кровь в Писании символизирует смерть, всегда смерть и обычно насильственную или жертвенную. («Кровь Его на нас и на детях наших». «Мститель за кровь», и так далее.) Даже когда речь в Писании идет о жизни, присутствие слова «кровь» означает жизнь, оканчивающуюся смертью. Поэтому, когда Иоанн говорит, что братья победили клеветника кровью Агнца, это в действительности означает победу над клеветой смертью Христа.
Надо понять и то, что кровь была пролита для того, чтобы очистить нашу совесть. В гимнах мы поем о наших сердцах омытых кровью Христа. Мелодия может быть милой, но с теологической точки зрения, это не так. «Ибо, если кровь тельцов и козлов… чрез окропление освящает оскверненных,..» – пишет автор Послания к Евреям, «то кольми паче кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:13-14).
Попробуйте вдуматься в эти строки. Мы обсуждали сатанинскую стратегию уничтожения вашего общения с Богом путем создания в вас ощущения своей нечистой совести. Божьим ответом на угрызения вашей нечистой совести является смерть Его Сына. Вашим ответом на угрызения нечистой совести обычно является какое-то действие, например, более усердное исповедание грехов, более длинные молитвы, чтение Библии, увеличение пожертвований сверх десятины от вашего заработка и так далее. Эти действия и есть то, что автор Послания к Евреям называет «мертвыми делами», то есть именно тем, от чего ваша совесть должна очищаться и что, в конце концов, погрузить вас в черную тень вашей собственной виновности.
Посмотрите другой стих в Послании к Евреям:
«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою»
(Евреям 10:22).
Это то самое, о чем мы говорили. Вода для тела, но кровь для совести. Обратите внимание на контекст.
Как вы подходите в присутствие Святого Бога? Смело, с открытым сердцем? Или ползаете к нему с поникшей головой и опущенными плечами? Все зависит при этом от состояния вашей совести. Человек с чистой совестью бежит к Богу распахнутыми руками, как ребенок, спешащий в объятия отца. Так ли приходите вы?
Разве вы не понимаете? Отец принимает вас радушно не за ваши старания, не потому, что вы добросовестно исповедались в грехах, или начали возрастать духовно. Он приветствует вас не потому, что у вас есть какой-то предмет гордости. Он приветствует вас только потому, что Его Сын умер за вас. Он всегда желал обнять вас и прижать к Своей груди. Смерть Христа сделала возможным для Отца то, что Он хотел сделать с самого начала. Итак, приходите смело, окропленные кровью. Позвольте Ему прижать вас к Своей груди и пусть Его горячие слезы перельются по вашему телу.
Горячие слезы? Не звучит ли это непочтительно и слишком сентиментально? Я не нахожу слов для того, чтобы достойно описать любовь, которая привела к смерти Божьего Сына. Вселенная должна была бы остановиться от ужасе в своем деле, и я сожалею, что она этого не сделала. Более страшного преступления против Бога не бывало, равно как никогда не было проявлено более великого акта любви по отношению к преступникам. Такой ли уж вы страшный богохульник, чтобы предположите, что ваши мертвые дела, ваши мелкие усилия смогут что-то прибавить к уже завершенному делу умирающего Спасителя? «Совершилось!», – воскликнул Он. Завершено. Сделано. Навсегда закончено. Он прорвался через врата ада, освободил пленных, уничтожил смерть и вырвался из могилы к новой жизни. Чтобы освободить вас от греха и открыть вам путь в любящие объятия Бога, все уже сделано.
Понимаете ли вы теперь, как «братия» победили клеветника Кровью Агнца? Они не позволили клевете мешать их движению к Богу. Для этого было достаточно простого исповедания. Они встретились с клеветником лицом к лицу, говоря: «Мы уже знаем самое худшее, что ты нам можешь сказать, и Бог знает это тоже. И для овтета тебе, крови Иисуса вполне достаточно».
Поэтому, если во время молитвы, свидетельствования или на работе, вы обнаружите, что вашим словам не достает уверенности из-за смутного чувства вины, обратитесь к Богу. Скажите: «Благодарю, мой Отец, за кровь Твоего Сына. Благодарю Тебя, что через смерть Твоего Сына Ты с радостью и любовью принимаешь меня, несмотря на то, кем я являюсь и что я сделал. Бог и Отец, я прихожу к Тебе».
Скажите Ему это сейчас. Скажите это, сидя ли, на коленях или стоя. Не ждите ни минуты. Ваш небесный Отец ожидает вас. Ему вас недостает. Он приглашает вас прийти. Сейчас. Окропленным кровью.