Вера является сутью практического христианства.
Ваша христианская жизнь началась тогда, когда вы уверовали. Эта жизнь росла и будет расти по мере того, как ваша вера расширяет канал, по которому течет к вам благодать. В христианской жизни нет ничего более важного.
Однако именно этот аспект христианской жизни вызывает наибольшее непонимание. «Господи, умножь в нас веру», – умоляли ученики, но им было сказано, что для осуществления самых великих дел достаточна вера размером с горчичное зерно (Матфей 17:20). Но, если для великих дел достаточно так мало веры, почему же в массе своей столь скудны их дела?
Перед тем, как ответить на этот и другие подобные вопросы, надо понять, что такое вера.
Вера – это отклик человека на Божью инициативу. Ваша первоначальная вера была положительным отзывом, который вы сделали, когда на то, что Дух Святой открыл вам истину о Христе. Ощутив в душе Божий свет, вы решили подчинить свою волю Христу и вверить Ему вашу судьбу. Вам предоставлялся выбор. Вы могли бы откликнуться отрицательно. Но процесс, который вел либо к отвержению, либо к принятию, был начат Богом.
Когда ангел явился деве Марии, чтобы объявить о предстоящей ей громадной ответственности, она кротко ответила: «…Да будет Мне по слову твоему…» (Лука 1:38). Лишь немногие протестантские писатели обращают внимание на то, как велика была вера Марии в тот момент. Но ясно во-первых, что ее вера была откликом на Слово Божье, и во-вторых, через ее веру Бог изменил всю историю человечества.
Сознание того, что вера – ваш отзыв на Божье действие или слово, рассеет многие неясности и сделает вас способным отнестись к своей вере конструктивно. Не вглядывайтесь в себя и не допытывайтесь: «Сколько же веры я имею?» Лучше глядите на Бога и пытайтесь понять: «Что Он говорит мне? Что Он хочет, чтобы я делал?» Когда Иисус восхвалял веру тех мужчин и женщин, о которых сказано в Евангелиях, Он не имел в виду какое-то мистическое внутреннее состояние. Как правило, Он говорил о каком-то конкретном поступке, совершенном человеком, в ответ на Его инициативу. Это мог быть поступок римского сотника, пославшего слуг к Христу, чтобы Он всего лишь сказал слово силы, или трогательные усилия слабой женщины прикоснуться к Его одежде. В любой описанной ситуации, перед нами отклик человека на призыв Бога, выраженный в виде конкретного действия.
Вот почему количество веры, которую вы имеете, не столь уже важно как вы представляли. То, что Иисус сказал о горчичном зерне, теперь обретает реальный смысл.
Сколько веры нужно не умеющему плавать человеку, чтобы оттолкнуться от края бассейна? Лишь столько, чтобы было достаточно перенести опору своего тела на долю секунды с края бассейна на воду.
Много ли веры нужно было Марфе, чтобы увидеть Лазаря воскресшим? Очень мало (Иоанн 11:38-40). Если говорить о вере, как в каком-то мистическом внутреннем состоянии, то y Марфы его вообще не было. На самом же деле, ей было нужно совсем немногое: это достаточно веры, чтобы дать приказание убрать запирающий пещеру камень. И, несмотря на сомнения, которые у нее сохранялись, Лазарь был воскрешен.
А сам Лазарь? Мы можем говорить о нем лишь пользуясь предположениями, так как никто из нас не пережили смерти, а Лазарь не оставил записей. Но я как бы слышу слова разбирающие тишину пещеры: «Лазарь! иди вон». Что Лазарь осознал в тот момент? Слово Божье как бы вытолкнуло его из гроба, смущенного и жмурящегося от солнечного света. Случалось ли вам вот так просто выходить вперед, услышав голос Спасителя?
Для большинства из нас, действовать означает принять решение. Я увидел, что дверь лифта открылась, и решил войти. Я знаю, что в прошлый раз, когда я нажал кнопку с цифрой 15, лифт доставил меня на пятнадцатый этаж. Поэтому я и теперь решаю нажать эту кнопку.
Вера, повторяю, есть ваше решение откликнуться на Слово Божье. Это решение может проявиться в каком-то действии, или в том, что я назвал бы «внутренним действием» – как например, вручение навечно вашей судьбы в руки Христа. Со временем также решение перерастает в постоянную готовность положительно отзываться на Слово Бога.
Когда я был моложе, и более увлечен научным подходом к вере, я говорил, что вера – это решение, основанное на доказательстве. Я имел в виду исторические доказательства, содержащиеся в иудейско-христианской документации. То, что я говорил тогда, было верно, но содержало элемент ограниченности. Я упускал тогда из виду, что в то время, как ученый постоянно занят поисками доказательств (я отныне продолжаю мои научные исследования), верующему их искать не нужно, ибо они сопровождают его всегда. Бог не перестает говорить, открывать, и приносить Свое Слово в мое сердце. Поэтому сейчас я предпочитаю говорить, что вера – это мой отзыв на Его инициативу.
Мы видели, что вера начинается от Бога. Он первый предпринимает инициативу, а я отзываюсь. В результате моего отклика появляется третий элемент – наши с Ним отношения. Эти отношения стали возможными благодаря вере. Он говорит; я отзываюсь; и мы начинаем познавать друг друга. И чем лучше я Его знаю, тем более послушно я буду отзываться.
Таковы свидетельства против идеи, что вера является только чувством. Вера, конечно, может сопровождаться чувствами. Когда я говорю эскимосу, никогда прежде не покидавшему далекого севера, что, нажав кнопку с цифрой 15, он сможет подняться вверх, эскимос, очевидно, испытает любые чувства, кроме чувства внутренней уверенности. Однако, если ему доведется проделать подъем на лифте несколько раз, такое чувство у него появится. Но сами по себе его чувства не окажут никакого влияния на то, доберется ли он до пятнадцатого этажа. Нажмет ли он эту кнопку дрожащим пальцем, или с бодрым энтузиазмом, результат будет один и той же. Вот почему я взял в пример Марфу. Воскрешение Лазаря из мертвых не зависело от ее чувства веры, а только лишь от ее открытого отклика на слова Христа.